Плёночная фотография. Век XXI

[adrotate banner="2"]

Снимать на плёнку, когда балом правит цифровая фотография — что это? Архаизм? Откровенное фрондёрство? Или это стиль жизни и творчества?

Думаю, у каждого есть своё определение плёночной фотографии в современном мире, но это никак не может повлиять на факт её существования. Несмотря на многочисленные предсказания ухода плёнки с фотографической сцены количество её приверженцев растёт.

Когда я начинал заниматься фотографией, само понятие «аналоговая фотография» не существовало. Фотография была просто фотографией. Иного способа получить фотографическое изображение, кроме как снять объект или событие на фотоплёнку, проявить её и напечатать на фотобумаге просто не было. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появилось поколение фотографов, никогда не снимавших на плёнку. «Да и зачем вся эта возня с плёнками да химикатами», — логично размышляет цифровой фотограф. На самом деле всё не так просто.

Фотографы всегда стремились поскорее увидеть результат съёмки, хотя бы предварительный. Но всё что у них было до цифры — Polaroid со всеми его минусами.

Возможность моментального получения изображения и быстрого просмотра отснятого материала — основная заслуга цифровой фотографии. Что делает цифровой фотограф после короткой серии снимков? Правильно — просматривает отснятые кадры. Мечта фотографов сбылась? Да!

Однако, ни в коем случае не покушаясь на очевидные достоинства цифровой фотографии, вынужден констатировать: цифра напрочь лишила фотографию некоей магии, тайны… и ответственного к ней отношения. Возможность существенной коррекции и лёгкого качественного монтажа на компьютере расхолаживает человека с цифровой камерой донельзя.

С приходом цифры фотографы шутили: щёлкнул, посмотрел, удалил… К сожалению, съёмка действительно превратилась в бесконечный процесс просмотра и удаления никчёмных изображений. Но это уже мало похоже на фотографию.

d_photographers

Привычная поза современного фотографа. На просмотр отснятого материала мы стали тратить слишком много времени. Может, лучше тратить его на создание фотографий?

Если вы снимаете на цифру, и вам никогда не доводилось работать с плёнкой, попробуйте на ближайшей съёмке встать на место плёночного фотографа. Выключите дисплей камеры, визируйте только через видоискатель. Жёстко ограничьте себя количеством кадров, например 180 (ровно столько умещается на 5 роликах 35-мм плёнки, и примерно с таким запасом любой репортёр спокойно отправлялся на задание). Ни в коем случае не просматривайте и не удаляйте только что отснятые кадры: вы же наверняка считаете себя хорошим фотографом, так зачем сомневаться в результате? Отложите столь приятное занятие, как просмотр готовых шедевров, до следующего утра или хотя бы до конца съёмки.

Уверен, большинство из фотографов цифрового поколения на такой эксперимент даже не решится, особенно когда речь идёт о коммерческом заказе.

Сегодняшним фотографам, которые получают качественное цветное (!!!) изображение простым нажатием на кнопку, процесс создания аналоговой, даже чёрно-белой фотографии может показаться невероятно сложным. Но эти сложности как раз и воспитывают взвешенный подход к каждому кадру, учат внимательно относиться к мелочам.

Опыт съёмки на плёнку поможет оптимизировать работу с цифровой камерой. Поверьте, просмотр десятков и сотен одинаковых цифровых изображений на мониторе после съёмки, на которой вы жали на кнопку, не считая кадры, отнимает у вас не только время… А уж многочасовая возня в Photoshop с целью исправления явных ошибок, допущенных при съёмке, может оказаться значительно дольше чем процесс проявки и печати грамотного аналогового снимка.

И если это не убеждает, вот вам аргумент с которым спорить бессмысленно. Шарм ручного отпечатка на барритовой бумаге — тема для высокой литературы. Факт: при ручной печати с негатива невозможно сделать два идентичных отпечатка. Каждый такой отпечаток — уникален! А если он ещё напечатан лично автором, то цена его существенно возрастает. Вспомните, разве не ради создания шедевров вы взяли в руки камеру?

Ну что, не терпится наконец-то заняться созданием действительно нетленных произведений? Тогда начнём с выбора достойного инструмента.

Определяемся с форматом

Cam&film

Два основных формата фотоплёнки. Средний — тип 120 (слева), и узкая плёнка — тип 135, формат 35 мм (справа).

Прежде чем начать выбирать аналоговую фотокамеру, необходимо определиться, с каким форматом плёнки вы будете работать, так как от этого зависит и выбор камеры. Конечно, можно идти и от обратного, сначала выбрав подходящую камеру. Но лучше заранее знать, на что вы себя обрекаете, так как именно формат кадра определяет и качество снимка, и, что важно, стиль съёмки. Тут стоит отметить момент, о котором в цифровой фотографии никто не задумывается — себестоимость кадра.

«Клиент, снимающийся на Polaroid, моргает за свой счёт». Когда-то фотографы вежливо смеялись над этой правдой жизни, так как стоимость каждого полароидного снимка была невероятно высока в сравнении с привычной плёнкой. Сегодня времена изменились. Увы, каждое нажатие на спуск затвора автоматически списывает деньги со счёта плёночного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем дороже он обходится.

Фотоплёнка бывает трёх видов: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белый слайд и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков). Об особенностях негативов и диапозитивов-слайдов мы обстоятельно поговорим позже, а сейчас разберёмся в плёночных форматах.

Оставив в стороне листовые материалы большого формата (9×12 и более), вы увидите, что фактически плёнка существует двух форматов:

  • тип 135, формат 35 мм
  • тип 120, средний формат

Формат 35 мм, тип 135, (узкая плёнка)

film_35mm_packУзкая фотоплёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. Кассеты с плёнкой находятся в герметичных пластиковых коробочках, надёжно защищающих плёнку от влаги и пыли.

Самый распространённый формат плёнки, так как использовался и профессионалами, и фотолюбителями. Сочетает необходимое качество, компактность, оперативность, минимальную себестоимость конечного кадра и большое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра — 24×36 мм. Количество кадров на ролике — 36 (в зависимости от камеры и способа зарядки на стандартном ролике может помещаться 37—38 кадров, но подробнее об этом позже).

Конечно, были и есть камеры с размером кадра 24×65, 24×18, 24×24 или даже 24×32 мм, но сегодня оставим нестандартные варианты в стороне.

Плёнка формата 35 мм выпускалась компанией Eastman Kodak с 1916 года, однако как таковой тип 135 (35-мм плёнка в стандартной кассете) появился лишь в 1934 году — благодаря набравшим заметную популярность камерам Leica, конкурировавшим с ними камерам Contax и самой компании Kodak, решившей выйти на рынок массовых киноплёночных фотоаппаратов. Но прежде всего именно благодаря невероятно компактным для 30-х годов прошлого века камерам Leica формат 35-мм киноплёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом в фотографии, и не только плёночной.

Узкая плёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. После того как плёнка отснята, она перематывается обратно в кассету, что позволяет оперативно перезаряжать камеру в любых световых условиях.

big_roll_35

35-мм фотоплёнка продаётся не только в кассетах, но и в рулонах по 17 и 30,5 метров.

Плёнку 35 мм можно покупать в рулонах по 17 и 30,5 метров, и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какой смысл?

Во-первых, кадр станет существенно дешевле (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно наматывать чуть больше плёнки, увеличив количество кадров на ролике до 40, а в плёночной фотографии каждый кадр имеет не только денежную стоимость.

Средний формат, тип 120/220 (широкая плёнка)

film_medium_roll

Среднеформатная (широкая) плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом. Ролики находятся в запечатанных герметичных пакетах и упакованы в коробки.

Широкая плёнка — удел профессиональных фотографов. Именно такой имидж был у этого формата во второй половине ХХ века. Почему? Об этом чуть ниже, а сейчас посмотрим, что даёт нам этот формат. Прежде всего — качество, которое обеспечивается большим размером кадра, и, в неменьшей степени, оптическими особенностями объективов камер среднего формата.

Широкая плёнка бывает двух типов: 120 и 220 (количество кадров в два раза больше). Количество кадров зависит от формата кадра используемой камеры: на одном ролике плёнки типа 120 поместятся 8/10/12/16 кадров форматов 6×9, 6×7, 6×6 и 6×4,5 см соответственно.

Широкая плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом, точнее бумажный ракорд служит защитным слоем по всей длине плёнки. У плёнки типа 220 для сохранения объёма ролика при увеличенном количестве кадров защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика. Плёнка типа 220 практически исчезла из продажи.

Во время съёмки широкая плёнка наматывается на приёмный ролик, который и вынимается после съёмки. Перезаряжать среднеформатную камеру при прямом солнечном свете не рекомендуется, есть риск засветить края плёнки.

Ну что же, с особенностями плёночных форматов мы познакомились. Пора посмотреть на плёночные камеры.

Продолжение следует…

Предыдущая статьяАвтофокусные объективы Zeiss Touit 2.8/12 мм и Touit 1.8/32 мм
Следующая статьяПлёночная фотография. Камеры формата 35 мм
Дмитрий Новокрещенов. Художник по образованию. Профессиональный фотограф c 1989 года. 1995-2001 г.г. Член Гильдии Рекламных Фотографов, 6 персональных фотовыставок. Среди клиентов такие компании и фирмы как: Ford, Philips, Johnson & Johnson, Solomon, Phillip Morris, DHL, Reebok, ABB, «Содис», «Альфа-Банк», Parex bank, «Инкомбанк» ... Среди журналов: ELLE, Premiere, Parents, Playboy, «Автопилот», «Караван историй», OOPS!!!, «ОНА», «Вояж», «Медведь», «Домовой», «Вертикальный мир»... Рекламные агентства: Yong & Rubicam, Maxima, Agey Tomesh и другие. 1996-1999 г.г. Фоторедактор и фотограф журнала «Автопилот» 2003-2006 г.г. Главный художник и автор журнала «Фотомагазин» 2005-2007 г.г. Член жюри ежегодного фестиваля рекламной фотографии «Мастер» 2006-2008 г.г. Создатель и главный редактор журнала ФотоTRAVEL 2010-2012 г.г. Работа над созданием портала photo.ru В настоящий момент работает над запуском нового издания для фотопутешественников.