Плёночная фотография. Век XXI

плёночные камеры

Снимать на плёнку, когда балом правит цифровая фотография — что это? Архаизм? Откровенное фрондёрство? Или это стиль жизни и творчества?

Думаю, у каждого есть своё определение плёночной фотографии в современном мире, но это никак не может повлиять на факт её существования. Несмотря на многочисленные предсказания ухода плёнки с фотографической сцены количество её приверженцев растёт.

Когда я начинал заниматься фотографией, само понятие «аналоговая фотография» не существовало. Фотография была просто фотографией. Иного способа получить фотографическое изображение, кроме как снять объект или событие на фотоплёнку, проявить её и напечатать на фотобумаге просто не было. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появилось поколение фотографов, никогда не снимавших на плёнку. «Да и зачем вся эта возня с плёнками да химикатами», — логично размышляет цифровой фотограф. На самом деле всё не так просто.

Фотографы всегда стремились поскорее увидеть результат съёмки, хотя бы предварительный. Но всё что у них было до цифры — Polaroid со всеми его минусами.

Возможность моментального получения изображения и быстрого просмотра отснятого материала — основная заслуга цифровой фотографии. Что делает цифровой фотограф после короткой серии снимков? Правильно — просматривает отснятые кадры. Мечта фотографов сбылась? Да!

Однако, ни в коем случае не покушаясь на очевидные достоинства цифровой фотографии, вынужден констатировать: цифра напрочь лишила фотографию некоей магии, тайны… и ответственного к ней отношения. Возможность существенной коррекции и лёгкого качественного монтажа на компьютере расхолаживает человека с цифровой камерой донельзя.

С приходом цифры фотографы шутили: щёлкнул, посмотрел, удалил… К сожалению, съёмка действительно превратилась в бесконечный процесс просмотра и удаления никчёмных изображений. Но это уже мало похоже на фотографию.

d_photographers

Привычная поза современного фотографа. На просмотр отснятого материала мы стали тратить слишком много времени. Может, лучше тратить его на создание фотографий?

Если вы снимаете на цифру, и вам никогда не доводилось работать с плёнкой, попробуйте на ближайшей съёмке встать на место плёночного фотографа. Выключите дисплей камеры, визируйте только через видоискатель. Жёстко ограничьте себя количеством кадров, например 180 (ровно столько умещается на 5 роликах 35-мм плёнки, и примерно с таким запасом любой репортёр спокойно отправлялся на задание). Ни в коем случае не просматривайте и не удаляйте только что отснятые кадры: вы же наверняка считаете себя хорошим фотографом, так зачем сомневаться в результате? Отложите столь приятное занятие, как просмотр готовых шедевров, до следующего утра или хотя бы до конца съёмки.

Уверен, большинство из фотографов цифрового поколения на такой эксперимент даже не решится, особенно когда речь идёт о коммерческом заказе.

Сегодняшним фотографам, которые получают качественное цветное (!!!) изображение простым нажатием на кнопку, процесс создания аналоговой, даже чёрно-белой фотографии может показаться невероятно сложным. Но эти сложности как раз и воспитывают взвешенный подход к каждому кадру, учат внимательно относиться к мелочам.

Опыт съёмки на плёнку поможет оптимизировать работу с цифровой камерой. Поверьте, просмотр десятков и сотен одинаковых цифровых изображений на мониторе после съёмки, на которой вы жали на кнопку, не считая кадры, отнимает у вас не только время… А уж многочасовая возня в Photoshop с целью исправления явных ошибок, допущенных при съёмке, может оказаться значительно дольше чем процесс проявки и печати грамотного аналогового снимка.

И если это не убеждает, вот вам аргумент с которым спорить бессмысленно. Шарм ручного отпечатка на барритовой бумаге — тема для высокой литературы. Факт: при ручной печати с негатива невозможно сделать два идентичных отпечатка. Каждый такой отпечаток — уникален! А если он ещё напечатан лично автором, то цена его существенно возрастает. Вспомните, разве не ради создания шедевров вы взяли в руки камеру?

Ну что, не терпится наконец-то заняться созданием действительно нетленных произведений? Тогда начнём с выбора достойного инструмента.

Определяемся с форматом

Cam&film

Два основных формата фотоплёнки. Средний — тип 120 (слева), и узкая плёнка — тип 135, формат 35 мм (справа).

Прежде чем начать выбирать аналоговую фотокамеру, необходимо определиться, с каким форматом плёнки вы будете работать, так как от этого зависит и выбор камеры. Конечно, можно идти и от обратного, сначала выбрав подходящую камеру. Но лучше заранее знать, на что вы себя обрекаете, так как именно формат кадра определяет и качество снимка, и, что важно, стиль съёмки. Тут стоит отметить момент, о котором в цифровой фотографии никто не задумывается — себестоимость кадра.

«Клиент, снимающийся на Polaroid, моргает за свой счёт». Когда-то фотографы вежливо смеялись над этой правдой жизни, так как стоимость каждого полароидного снимка была невероятно высока в сравнении с привычной плёнкой. Сегодня времена изменились. Увы, каждое нажатие на спуск затвора автоматически списывает деньги со счёта плёночного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем дороже он обходится.

Фотоплёнка бывает трёх видов: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белый слайд и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков). Об особенностях негативов и диапозитивов-слайдов мы обстоятельно поговорим позже, а сейчас разберёмся в плёночных форматах.

Оставив в стороне листовые материалы большого формата (9×12 и более), вы увидите, что фактически плёнка существует двух форматов:

  • тип 135, формат 35 мм
  • тип 120, средний формат

Формат 35 мм, тип 135, (узкая плёнка)

film_35mm_packУзкая фотоплёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. Кассеты с плёнкой находятся в герметичных пластиковых коробочках, надёжно защищающих плёнку от влаги и пыли.

Самый распространённый формат плёнки, так как использовался и профессионалами, и фотолюбителями. Сочетает необходимое качество, компактность, оперативность, минимальную себестоимость конечного кадра и большое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра — 24×36 мм. Количество кадров на ролике — 36 (в зависимости от камеры и способа зарядки на стандартном ролике может помещаться 37—38 кадров, но подробнее об этом позже).

Конечно, были и есть камеры с размером кадра 24×65, 24×18, 24×24 или даже 24×32 мм, но сегодня оставим нестандартные варианты в стороне.

Плёнка формата 35 мм выпускалась компанией Eastman Kodak с 1916 года, однако как таковой тип 135 (35-мм плёнка в стандартной кассете) появился лишь в 1934 году — благодаря набравшим заметную популярность камерам Leica, конкурировавшим с ними камерам Contax и самой компании Kodak, решившей выйти на рынок массовых киноплёночных фотоаппаратов. Но прежде всего именно благодаря невероятно компактным для 30-х годов прошлого века камерам Leica формат 35-мм киноплёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом в фотографии, и не только плёночной.

Узкая плёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. После того как плёнка отснята, она перематывается обратно в кассету, что позволяет оперативно перезаряжать камеру в любых световых условиях.

big_roll_35

35-мм фотоплёнка продаётся не только в кассетах, но и в рулонах по 17 и 30,5 метров.

Плёнку 35 мм можно покупать в рулонах по 17 и 30,5 метров, и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какой смысл?

Во-первых, кадр станет существенно дешевле (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно наматывать чуть больше плёнки, увеличив количество кадров на ролике до 40, а в плёночной фотографии каждый кадр имеет не только денежную стоимость.

Средний формат, тип 120/220 (широкая плёнка)

film_medium_roll

Среднеформатная (широкая) плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом. Ролики находятся в запечатанных герметичных пакетах и упакованы в коробки.

Широкая плёнка — удел профессиональных фотографов. Именно такой имидж был у этого формата во второй половине ХХ века. Почему? Об этом чуть ниже, а сейчас посмотрим, что даёт нам этот формат. Прежде всего — качество, которое обеспечивается большим размером кадра, и, в неменьшей степени, оптическими особенностями объективов камер среднего формата.

Широкая плёнка бывает двух типов: 120 и 220 (количество кадров в два раза больше). Количество кадров зависит от формата кадра используемой камеры: на одном ролике плёнки типа 120 поместятся 8/10/12/16 кадров форматов 6×9, 6×7, 6×6 и 6×4,5 см соответственно.

Широкая плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом, точнее бумажный ракорд служит защитным слоем по всей длине плёнки. У плёнки типа 220 для сохранения объёма ролика при увеличенном количестве кадров защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика. Плёнка типа 220 практически исчезла из продажи.

Во время съёмки широкая плёнка наматывается на приёмный ролик, который и вынимается после съёмки. Перезаряжать среднеформатную камеру при прямом солнечном свете не рекомендуется, есть риск засветить края плёнки.

Ну что же, с особенностями плёночных форматов мы познакомились. Пора посмотреть на плёночные камеры.

Продолжение следует…

  • disqus_1QbXTKIAYL

    И-и-и?.. ) Добавили бы “ну это уже совсем другая история” ))
    Симпатичная такая обзорная статья “для тех кто никогда”. Хотя, на мой взгляд, не отражает (хоть и затрагивает) важной части – стоимости. Вот человек, никогда не имевший опыта плёнки, берётся снимать, вот выбрал (по вашей статье) плёнку а дальше что? В лабу снесём? Досадно. Тот самый “авторский отпечаток” достанется машине и оператору. Он пусть и профессионал, да никак не вы, то бишь не автор… А главное – время!
    Высказываюсь здесь исключительно за прекрасный совет: попробовать поснимать “не глядя”, и с лимитированным количеством кадров. Подписываюсь! По-моему – отличный метод поставить тебя на место предшественников и собственное умение (да и самооценку приподнять).

    • Dmitry Novokreshchenov

      Не торопитесь с выводами, это лишь вступление к серии статей 🙂 Будет и про стоимость, и про то что можно сделать с плёнкой даже в самых простых бытовых условиях…
      А уж про то, что статья “для тех кто никогда” — это вы напрасно. Эта статья для тех, кто посматривает в сторону плёнки, но опасается 🙂 И таких немало.

  • Sleige

    Ещё статей про плёнку!

    Не так давно достал из закромов родины f60 nikon на волне одержимости научится фотографировать (накатывает иногда, а тут зеркалка пришла и меня пришибло)). Могу с уверенностью сказать что плёнка однозначно дисциплинирует. Правда есть некоторый минус, учится тяжелее, не получается сразу глянуть что сфотографировал и понять что сделал не так, может выдержку поправить может диафрагму приоткрыть, может поменять ракурс, но с другой стороны из-за этого начинаешь больше думать над тем что фотографируешь, что попадёт в кадр, больше читать чтобы потом когда ролик проявишь получились действительно не плохие снимки.

    Так что общий совет верный!

    З.Ы. Лично для меня плёнка идеальный вариант для учёбы за исключением того что следующий ролик пока буду фотографировать буду записывать на бумажку с какие были параметры (выдержка, диафрагма).

  • Dmitriy Pchelincev

    Статья обрывается на полуслове! Если задумано несколько частей, то вы хоть обозначьте это, а то последнее предложение и общая незаконченность вызывают недоумение.

    • Lisa

      Вы не заметили слов “продолжение следует”??

      • Dmitriy Pchelincev

        Они появились уже после публикации этого комментария. теперь никаких претензий 🙂

        • Lisa

          тогда sorry))))

          • Dmitriy Pchelincev

            За саму статью – большое спасибо. Ждём продолжения.

  • i-hero-in.narod.ru

    Пленка – умерла… Снимать на пленку и переводить в цифру – глупо. Сдавать в фотолаб – тоже не то. Пленочная фотография имеет смысл только при полном самостоятельном процессе: от съемки до печати. А это очень дорого и долго. При использовании даже не топовых зеркалок – результат будет намного лучше, чем при использовании непонятных пленок и химреактивов. Плюс царапины… Только гениальный фотограф сможет управится с пленкой, а любителям хватит фотошоповских фильтров.

    • Dmitry Novokreshchenov

      Для кого-то плёнка перестала существовать. Для кого-то её вообще никогда не было, и не будет. Если вы решили никогда больше не снимать на плёнку, это совсем не значит, что она умерла. Для многих плёнка только появляется.
      Действительно, плёнка жива только при аналоговой печати. Да — не быстро, да — не дёшево. Но и результат иной: не лучше, не хуже — иной.

      Ну и про “гениальность” — это уж слишком. Не до такой степени сложна аналоговая фотография.

      • i-hero-in.narod.ru

        Пленочная фотография – это не способ получения изображения, а стиль жизни. Люди, снимающие на пленку, хотят (и могут!) запечатлеть не просто миг, а частичку души! Таких людей очень мало… В этом и заключается их “гениальность”!
        А если Вы хотите получать красивые высокодетализованные художественные фото и не заморачиваться – просто купите Nikon D800 и несколько советских фиксов. Жизнь пролетает быстро, а так у Вас останется много цифровых воспоминаний о ней.

        • Victor Tsycunoff

          Д800 и советские фиксы? Внезапно… А ничего что у него 36 Мп? А там едва будет 40 линий по центру, я из более менее приличных советских линз могу припомнить разве что Гелиос 40, неплохой такой портретник, но опять таки, о красивых художественных, и к тому же высокодетализированных здесь и речи быть не может.
          Ну а про частичку души…Вы уж тоже загнули, это уже скорее разговор ломографов, инди, и прочих “необычных людей. Пленка – просто альтернативный способ получения фотографии.

      • Victor Tsycunoff

        Согласен – тогда получается что до цифры у нас одни “гении” камеры в руки брали…

    • Victor Tsycunoff

      Речь как бы была не о том что “выкидываем цифру, и дружно переходим на пленку”, а о том что пленка приучает к собранности и вдумчивости во время съемки, и посему, многим хоть пару катушек не помешало бы отснимать. А так же дается детальное рассмотрение пленочных технологий 🙂
      Читайте статью внимательнее 😉

    • Олег Нестеренко

      ” При использовании даже не топовых зеркалок – результат будет намного лучше, чем при использовании непонятных пленок и химреактивов” – результат будет лучше для кого??? Для Вас лично или для “друзей в Контакте”? Зачем решать за кого-то что этому кому-то лучше? Давайте говорить каждый о своём мнении. Вам не нравится или у Вас нет нормальных снимков с плёнки – так и пишите! А судить лучше-хуже это не нам с вами.

  • fotokoval

    наш декан на фотофакультете П.М.Маркин, рассказывал, что при совке, примерно в 1950-е, фотокоррам выдавали пленку на ТРИ кадра, и требовали принести репортаж с тремя планами! Вот тогда и обостряются все чувства, и по сто раз подумаешь, а стоит ли жать?сейчас ли???

    • Dmitry Novokreshchenov

      ну, про фотокоров не уверен, а вот то, что студийным фотографам выдавали 3 листа импортной цветной форматной плёнки на сюжет — факт. С учётом того, что два листа надо было оставить на “халтурку”, снимали с первого дубля 🙂

  • Victor Tsycunoff

    На самом деле просто не могу не согласиться с Вами! Пленка я считаю в наше время просто необходима, не потому что она дает какой-то непревзойденный результат, результат весьма посредственный (конечно если речь не идет о крупноформатной фотографии, где пленке просто нет альтернативы).
    Главное что дает пленка – приучает к поряку. Чтобы сделать кадр, нужно хорошо подобрать параметры, грамотно выбрать ракурс, ведь нет возможности ни оценить кадр, ни тем более сделать сразу несколько просто “наверняка”. И вот цифровой фотограф из бездумного “что вижу о том пою” начинает снимать более вдумчиво и осознанно. К тому же он привыкает самостоятельно подбирать значения выдержки и диафрагмы, что в последствии будет полезно на цифре. Скажем со светом кроме мэнуала больше никакой режим и не подходит. К тому же так, и только так – комбинируя все параметры самостоятельно, можно получить 100 процентно прогнозируемый результат.
    Вот именно поэтому я считаю пленку неотъемлемой вехой на пути становления каждого фотографа. К тому же добавьте сюда уникальнейшую оптику, и более детальной изучение физической стороны процесса.
    Это возможность недорого попробовать средний формат, поснимать на безупречные объективы (я не знаю ничего лучше на 135 формат, чем старые добрые зуйки, для моего ОМ-1).

    • Петр Московцев

      “крупноформатной фотографии, где пленке просто нет альтернативы”
      Так, просто для сведения. Камера 6х13, цифра, продается
      [URL=http://radikal.ru/fp/03ebd7febd6548828103aedae8974bf0][IMG]http://s018.radikal.ru/i502/1308/1d/224c750e7dd8t.jpg[/IMG][/URL]

  • Eugene Anball

    давайте на минутку отбросим пижонство и посмотрим правде в глаза – пленочная фотография это не творчество и не стиль жизни. Пленка – лишь способ получения картинки, ни больше ни меньше. Творчество и стиль жизни начинаются с поиска удачного кадра или его постановки, с видения сцены, заканчивая неутолимым желанием передать свои ощущения от увиденного другому, кропотливой работой над снимком. Не важно на что именно вы фотографируете, вы либо больны этим желанием, либо нет.

  • алексей соболев

    люди говорящие что пленка умерла не совсем честны,для них пленка и не рождалась.я не раз наблюдал у цифровых фотографов одно и тоже выражение лица ,когда предлагал попробовать отснять пленку ,проявить и напечатать у меня в лаборатории, было ощущение что я предложил что то неприличное. как ни странно это две разных дисциплины.сравнивать их не совсем корректно,это всего лишь технологии которые определяют ваш вкус , а о вкусах как известно не спорят.