10 правил композиции

правила композиции

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов — это диагональная композиция.
Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост – на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции.
    Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста.
    Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.
При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только “вошёл” в кадр, а не “выходит” из него.

  • Alexey

    Стоит добавить, что правило 10 относится не только к движущимся объектам.
    В 99% случаев лучше, когда перед “фронтальной” плоскостью объекта съемки, который снимается не прямо “в анфас”, есть свободное пространство.

    например, при съемки людей (или как в пункте 7 и 8) это пространство перед лицом или перед направлением взгляда.

    Это правило можно применить и к архитектуре и памятникам и даже пейзажам :)

  • Alexey

    а вместе с диагоналями стоило бы упомянуть S кривую :)

  • Артем

    Отличная статья! Но хочется более подробно.

  • Serge Kuznetsov

    Спасибо за статью.
    Было бы не плохо в 7,6 и 2 пункте добавить примеров.

  • khostik

    Краткая памятка :)

  • Alex

    Хе.. Правило 8: Не всегда работает, так как не все люди читают слева направо, есть языки в которых читают справа-налево (Арабский, Иврит…).
    Так что надо учитывать.

    • Evgesha

      это правило работает не зависимо от того, кто как читает. Его действие не до конца изучено, но связывается с особенностями работы полушарий мозга в части восприятия.

  • http://fototips.ru Игорь

    Alex – а еще кошки видят мир в ЧБ.. А еще они лучше градации серого видят..

    Надо думать головой, а не применять все что прочитано минуту назад..

  • xz

    Забыли последнее правило композиции: “В сраку все правила композиции!” :-)))

  • mazay

    Правило 8 вообще редко работает, мне, как левше, эта фотография кажется какой то не такой как раз из-за того что пространство оставлено не с той стороны. Вряд ли это можно считать правилом

    • Санчесс

      А мне, как левше, почему-то правило 8 понравилось таким, какое оно есть.
      Вообще, что-то у меня сомнения насчёт того, что это связано с левшами/правшами.

      А арабам, евреям и др., кто читает справа налево, да и японцам тоже, очень повезло! Работая в системе “слева-направо”, они развивают связи в мозгу, его гибкость ;)

  • IRA

    Спасибо за статью! =)

  • Alexey

    Alex, Mazay
    Ну что вы все так буквально воспринимаете? По-любому смотреть фотки будут больше правшей и читающих слева направо… Зачем так придираться?
    Вы что выучиваете все что тут написано и строго следуете этим правилам?
    Что тогда за фотограф из вас получится если слепо следовать советам других

  • Alexey

    Mazay
    И 8-е все-таки можно считать правилом, просто его нужно применять в обратном направлении… Чем же не правило? Все верно

  • Александр

    Спасибо за советы,вы мне помогли )

  • Светлана

    Спасибо! Мне как для начинающего очень полезно и доступно рассказанно.

  • vetal

    неплохая статейка но ооооочень мало инфы)
    спасибо!

  • ISO

    а по мне, так в статье хорошо саккумулировали основные принципы, которые я выдергивала из разных источников. Для себя еще раз подитожила. Спасибо.

  • Violina

    pravilo 8
    v teatre – to zhe pravilo. dejstvie dolzhno prohodit’ sleva napravo. ili zhe po centru. vse pravil’no. dlya bol’wynstva tak lutwe vosprinimat’.

  • ZHANNA DEYNEKA

    всьо понятно..кроме 4..можно было и попроще написать..но спс…)))

  • Николай

    Я сам снимаю давно. Читаю и размышляю на темы построения кадра. И прихожу к выводу: то, что считается правилами в этой статье это, скорее всего, нужно назвать закономерностями. Нарушение этих закономерностей иногда даёт интереснейшие снимки. А правила из пуктов 4 и 5 я сам постоянно использую при съёмке.

  • http://fototips.ru Игорь

    Николай – совершенно согласен с вами. Это именно закономерности. И грамотное нарушение это еще одна закономерность.

  • http://drdel.ru dr.Del

    ну как основа нормально но если углубляться в тему то композиция это 90% успеха в фото, по сути хороший кадр это везение. Со мной вряд ли не согласятся люди со стажем, порой все наши знания и теории ни что пред просто удачным кадром хотя порой очень не хочется этого признавать. Другой вопрос что приобретаемые знания увеличивают вероятность этой самой удачи. Кому интересно пойдет дальше почитает про семантику и про психомотороное восприятие глазом и мозгом. про пестрый фон бред – есть понятие высокочастотной и низкочастотной фильтрации и это работает но работает на определенный сюжет.

  • Ирина М.

    не поняла п.9 с приведенной к ней в пример фотографией. получается, что объект фотографии – это красное здание? раз мы ориентируемся на него…извините если я туплю, но я новичок из новичков… спасибо!

  • a_kazlauskas

    Большое спасибо. В выходные дни стараюсь с этого сайта не выходить. Несмотря на то, что уже четыре года держу в руках фотокамеру, многие вещи открываю для себя тут. Благодарю вас!!!

  • http://photographer.zp.ua Андрей

    dr.Del:
    про “удачный кадр” – ну смотря в каком стиле работаете! пейзаж или жанр – да, часто удача решает почти все.
    портреты, предметка или любой другой постановочный стиль – никакой удачи, 100% работа фотографа (под фотографом подразумеваю как лично фотографа, так и его помощников)

  • Ag-3d

    прекрасно! спасибо

  • Nikolay Merkulov

    На счет 8 правила (которое тут раскритиковали). Как известно английский язык знают во всем мире. В английском языке письмо идет слева-направо. Исходя из вышесказанного – 8 правило “интернационально” и верно почти для любых народов.

    Есть известные эксперименты на эту тему. Например, японцы, которые имели дело с английским языком размещали объекты, относящиеся ко времени (такие как дни недели или месяца года) слева-направо, а японцы, которые не знают английский (их крайне мало) – сверху-вниз.

  • Nuytka

    спасибо)))) всегда интересно и полезно читать ваши статьи :-)

    • Samir05

      Уроки отличные!!! Все понятно изложено! А  “xz” и  “mazay” пускай фоткают свою “Сраку” и “справа налево”..

  • http://motors-nsk.ru Motors

    спасибо, интересно)

  • Bulka

    я новичок в фото-деле!!попробую руководствоваться этими правилами!!спасибо за статью!!!

  • http://www.facebook.com/dmitriy.shubin.3 Dmitriy Shubin

    Правила нужно знать, что бы нарушать их осознанно )

  • Лиона

    Адекватная статья, без всякого рода фраз, типа композицию надо чувствовать и прочей воды

  • Сергей де Винтер

    все хорошо понял, спасибо..

  • Марина

    Статья по делу. Материал подан кратко, но обширно.

  • Константин Гуськов

    Вообще-то эти пункты называются не правилами, а выразительными
    средствами композиции. 5,8, 10 в принципе можно рассматривать как один
    пункт который называется линии задающие основную направленность
    композиции.( как мы знаем линии бывают вертикальные горизонтальные и
    диагональные. Забыли как минимум из выразительных средств еще четыре
    пункта,это план, освещение, тональность а так же умение выбрать момент
    съемки.

  • Unqa Unqa

    Примитивно, но доступно..Главное не превратить средство в самоцель.