Композиция при фотосъемке пейзажей

Елена Петрова, амбассадор компании Fujifilm в России, пейзажный фотограф и опытный тревел-блогер делится советами по работе с композицией при съёмке пейзажей.

Главная задача фотографа – привлечь внимание зрителя. Для этого пространство в кадре должно быть структурировано таким образом чтобы направлять взгляд зрителя и “указывать” ему на ключевые элементы.

Именно поэтому очень полезно знать каким именно “правилам” подчиняется восприятие человека. Изучением того как именно люди “рассматривают” изображения занимался Альфред Лукьянович Ярбус, который с помощью специального метода слежения за зрачком испытуемых, которым показывали различные изображения, вывел несколько закономерностей.

Вот какие особенности изображений привлекают внимание в первую очередь:

1. Места с наибольшей детализацией
2. Границы контрастов
3. Человеческие лица
4. Буквы и символы
5. Яркие элементы

Кроме этого, Ярбус выяснил, что взгляд человека следует по линиям в кадре. При этом, они могут быть не только явными, но и воображаемыми. И именно на “линиях” строится большинство пейзажных композиций.

Но очень важно понимать, что мы не может со 100% уверенностью утверждать как именно зритель будет рассматривать фотографию, можно только строить предположения.

Давайте теперь более рассмотрим наиболее распространенные композиционные приемы, используемые в пейзажной фотосъемке. Не обязательно в одной фотографии использовать все и сразу (это может даже навредить). Скорее, эти приемы как кирпичики из которых можно собрать фотографию.

Ну и еще раз напомним, что прежде чем строить композицию и использовать тот или иной прием надо четко осознать о чем, для чего и для кого вы делаете этот снимок. И что именно хотите донести до зрителя.

Линии

В этом снимке все линии сходятся вглубь кадра. И несмотря на то, что размеры храма, расположенного в глубине снимка довольно маленькие, зритель его все равно заметит и рассмотрит, потому что “линии приведут взгляд туда”.

Пожалуй, основной композиционный элемент, который управляют взглядом зрителя. Именно за линиям следует взгляд зрителя при “рассматривании” фотографии, а значит они помогут “показать” и выделить главные смысловые и композиционные элементы.

Основные особенности работы с линиями:

  • Горизонтальные линии придают снимку ощущение «стабильности» и спокойствия. Фотография в которой только горизонтальные линии (классический пример, это море с линией горизонта) выглядит статичной.
  • Вертикальные линии задают ритм и способны передавать масштаб и высоту (как высокие деревья и небоскребы). А еще, из них получаются отличные рамки, которые не дают взгляду зрителя выходить за плоскость изображения.
  • Диагональные линии добавляют ощущение действия и динамики в фотографии и создают перспективу. Классический пример — уходящая вдаль дорога. Но диагонали могут образовывать и ветки деревьев.
  • Уходящие вдаль линии помогают передать объем и перспективу.

Много советов по этой теме в нашей статье «Как работать с композиционными линиями«.

Ритм

В этой фотографии ритмичный рисунок задают разноцветные полосы на поверхности холма. Именно они привлекают внимание зрителя и задают структуру снимка.

Использование ритма позволяет структурировать и упорядочить пространство, а это, в свою очередь, делает снимок более выразительным.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что всегда стремится найти закономерности и упорядочить все, поэтому уже упорядоченное пространство воспринимается как более гармоничное.

Ритм в кадре создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы и подчеркивает ощущение непрерывности и периодичности.

В пейзаже ритмичный рисунок могут образовывать облака на небе, стволы деревьев, штакетины забора, волны, цветы и камни.

Стоит помнить, что ритмичные фотографии очень часто выглядят статичными, а вот если в композиции присутствует какой-то элемент который нарушает ритм, то снимок становится более динамичным. А тот объект, который “выделяется” из общего ритма сразу становится более выразительным и “заметным”.

Рамки

В качестве рамки в этой фотографии выступают ветки дерева и лодка, именно эти элементы не дают взгляду зрителя уйти за границы кадра и позволяют ему сосредоточить свое внимание на церкви (она еще и дополнительно выделена цветом и светом). Лодка, включенная в кадр, позволяет подчеркнуть атмосферу и спокойствие этого места и передать “антураж”.

Очень выразительный композиционный элемент, который позволяет сделать фотографию более объемной.

Кроме этого наличие рамки на фотографии не дает взгляду зрителя выходить за рамки кадра и получается, что зритель рассматривает кадр дольше и он ему кажется более интересным и законченным.

В качестве рамок в пейзажной фотографии чаще всего выступают стволы деревьев и их ветки. Т.e. вам достаточно обрамить снимаемый объект ветками деревьев (например, снимать через просвет в листве) и у вас получится рамка. Или поместить на передний план раскидистое дерево.

Передний план

Здесь для того чтобы сделать фотографию более объемной (и закрыть не живописный забор) на передний план помещены цветы. Они помогли создать настроение этому кадру и тоже время передают атмосферу летнего утра.

Наряду с линиями, тоже основной композиционный прием, который позволяет сделать фотографию объемной и создать эффект присутствия.

В момент съемки стоит найти какой-то интересный элемент, который стоит поместить на передний план.

Этот элемент, с одной стороны, создаст дополнительный план и по смыслу дополнит композицию, а с другой даст взгляду зрителя “точку входа в композицию”. Т.e. объекты на переднем плане как бы дополняют композицию и подчеркивают особенности основного объекта съемки.

Очень важно помнить, что передний план должен быть зрительно отделен от среднего и дальнего планов. Он может быть другого цвета, или отделен тональной перспективой. И уже точно передний план не должен зрительно сливаться со всеми остальными планами: средним и задним.

Вариантов переднего плана может быть очень много. Чаще всего, это будут какие-то растения, камни, ветки.

Геометрические формы

Еще один композиционный прием, построенный на особенности человеческого восприятия структурировать информацию.

Принято считать, что композиции, построенные на взаимодействии геометрических форм смотрятся более интересно. Т.e. стоит стремится к тому, чтобы в вашей композиции были простые геометрические фигуры, причем, нечетное число фигур намного лучше для восприятия чем четное. Три круга, 5 прямоугольников…

Такое пространство, так же как и при использовании ритма, смотрится более структурированным, а значит и более гармоничным.

Отражения

Здесь использование отражений позволяет сделать фотографию более “торжественной” и законченной. А камыши на переднем плане создали дополнительный объем. Все это помогло сделать снимок более объемным.

Излюбленный прием в пейзажной фотографии. Даже можно сказать — “в любой непонятной ситуации ищите отражения”.

Использование отражений позволяет сделать кадр более красочным и заполнить пространство.

По сути, отражение в озере или реке позволяет создать дополнительный план в фотографии и сделать снимок еще более живым и объемным.

Именно поэтому, так интересно и красочно смотрятся снимки, сделанным на берегах рек, озер и прудов.

Но не забывайте, если просто сфотографировать объект и его отражение, то кадр получится “плоским”, постарайтесь найти еще какие-то планы и включить их в свой снимок.

Правило третей (на самом деле, не правило)

Говоря о композиции нельзя не упомянуть “правило третей” про которое рассказывают всем начинающим фотографам в каждой статье или книге по фотографии. Вы можете прочитать нашу статью про мифы о правиле третей.

Смысл этого “не правила” заключается в том, что если пространство кадра разбить на равные трети по горизонтали и вертикали и помещать ключевые элементы в точки пересечения вертикалей, а горизонт по нижней или верхней трети, то снимок сразу станет интересным и привлекательным.

Но исследования Ярбуса никак не подтверждают, что люди смотрят в первую очередь на “трети” и они имеют какое-то особое значение для восприятия фотографии.
Т.e. пространство в кадре должны быть структурировано и упорядочено, снимок должен быть сбалансирован, но вот будет ли главный элемент располагаться по третями или в центре зависит исключительно от авторской задумки.

Итог

Из приведенных композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.


Статья написана при поддержке онлайн фотошколы Photodemy.com. Все наши читатели при регистрации на сайте школы и оформлении подписки могут получить 2 месяца бесплатного обучения по промокоду BLAZE1.