Автор этого туториала — британский фотограф Джейк Хикс, который занимается редакционной и коммерческой съемкой.
“Мы, фотографы, любим боке, но я не могу сказать, почему именно”, — пишет Хикс. — “Может быть, потому, что это возможность запечатлеть что-то, чего не видят наши глаза. И в этом есть свое удовольствие — поскорее рассмотреть получившийся кадр, ожидая, что камера покажет нам то, чего не покажет зрение”.
Собственно, боке — это артефакты, которые появляются на фотографии, когда камера запечатлевает очень размытые, не в фокусе, пятна света. Как “приручить” эти таинственные круги при студийной съемке и как создать что-то большее, чем очередной эффект “света сквозь листья”?
Вам понадобятся:
- 1 лист стекла/качественного плексигласа,
- 2-4 источника света (в целом для создания этой схемы достаточно всего двух),
- 1 портретная тарелка/небольшой софтбокс,
- 2 модификатора света — снут (тубус), грид (соты) или створки,
- 1 маленький софтбокс в качестве модификатора заполняющего света (можно заменить отражателем),
- желатиновые фильтры (по желанию),
- смесь воды и глицерина,
- распылитель,
- 1 темный фон (что угодно, от черного листа или ткани до профессионального фона),
- 1 объектив, в идеале f/2.8 или меньше,
- 1 терпеливая модель.
Как это сделано
Основная суть идеи — капли воды на стекле. Именно они будут отражать свет и создавать боке на переднем плане портрета. Стекло с каплями надо установить перед моделью, затем выставить очень маленькую глубину резкости и можно начинать съемку.
Чтобы претворить ее в жизнь, вам понадобится лист стекла или, еще лучше, качественного, полностью прозрачного плексигласа, потому что стекло — слишком хрупкий материал. Хикс использовал квадратное стекло (60х60см), вынутое из картинной рамы, то есть вам не требуется чего-то огромного. Для первых проб можно взять стекло или плексиглас меньших размеров.
Затем нужно сделать “воду”. Для этого достаточно смешать простую воду и глицерин в обычном разбрызгивателе-пульверизаторе. Это делается для того, чтобы загустить капли — в отличие от обычной воды, они не будут быстро сбегать по поверхности стекла. Этим трюком часто пользуются фуд-стилисты — для создания образа красивых, свежих томатов, покрытых каплями воды.
Глицерин и воду надо смешать в соотношении 1:3, но есть смысл провести несколько проб еще до съемки, чтобы выяснить, какие пропорции смотрятся и держатся на стекле лучше всего. Можно для начала сделать смесь 1:1, а потом постепенно подливать воду.
Теперь можно собирать всю схему. Во-первых, как-то закрепить стекло, чтобы оно стояло вертикально между вами и моделью.
Затем установить свет. Свои снимки Хикс делал с четырьмя источниками света, однако в принципе хватит и двух. Для начала установите два источника фонового света позади модели, над ее головой, под углом в направлении камеры. По желанию на них можно установить желатиновые фильтры. На источниках света должны быть модификаторы — снут (тубус), грид (соты) или створки, чтобы управлять им.
После этого установите рисующий свет. В своих примерах Хикс использовал 22-дюймовую портретную тарелку, но ее можно заменить небольшим софтбоксом. Установите тарелку (софтбокс) с той же стороны стекла, что и камера. Она должна быть выше камеры, под углом в направлении модели.
Четвертый источник — это маленький софтбокс на полу, который дает заполняющий свет. Он должен находиться ниже модели, так, чтобы не попадать в кадр. Его можно заменить отражателем, если у вас нет четвертого источника света.
Теперь пора ставить модель за стеклом и покрывать его каплями. Хикс рекомендует положить под стеклом ткань или бумагу, потому что часть жидкости все равно стечет на пол. Нет разницы, с какой стороны обрызгивать стекло — со стороны модели или камеры; второй вариант просто удобнее для фотографа.
И, наконец, можно переходить непосредственно к съемке. Выставьте диафрагму в районе f/2.8 или еще меньше. Сделайте кадр и посмотрите, как надо подкорректировать источники света. Большая мощность рисующего и фонового света дадут более выраженный эффект боке, меньшая сделает его мягче, незаметнее.
Вот так и выглядит вся схема для создания боке на переднем плане. Может показаться, что для ее создания требуется много аппаратуры и приготовлений, но на самом деле все не так сложно, да и вместо четырех источников света можно взять только два.
Другие работы и обучающие материалы Джейка Хикса можно найти на его сайте, а также на страницах в Facebook, 500px, Instagram, Twitter и Flickr.