Как создать боке на переднем плане с помощью воды на стекле

Автор этого туториала — британский фотограф Джейк Хикс, который занимается редакционной и коммерческой съемкой.

“Мы, фотографы, любим боке, но я не могу сказать, почему именно”, — пишет Хикс. — “Может быть, потому, что это возможность запечатлеть что-то, чего не видят наши глаза. И в этом есть свое удовольствие — поскорее рассмотреть получившийся кадр, ожидая, что камера покажет нам то, чего не покажет зрение”.

Собственно, боке — это артефакты, которые появляются на фотографии, когда камера запечатлевает очень размытые, не в фокусе, пятна света. Как “приручить” эти таинственные круги при студийной съемке и как создать что-то большее, чем очередной эффект “света сквозь листья”?

Вам понадобятся:

  • 1 лист стекла/качественного плексигласа,
  • 2-4 источника света (в целом для создания этой схемы достаточно всего двух),
  • 1 портретная тарелка/небольшой софтбокс,
  • 2 модификатора света — снут (тубус), грид (соты) или створки,
  • 1 маленький софтбокс в качестве модификатора заполняющего света (можно заменить отражателем),
  • желатиновые фильтры (по желанию),
  • смесь воды и глицерина,
  • распылитель,
  • 1 темный фон (что угодно, от черного листа или ткани до профессионального фона),
  • 1 объектив, в идеале f/2.8 или меньше,
  • 1 терпеливая модель.
При установке желатинового фильтра на фоновый свет вы получите боке того же цвета, что и фильтр

Как это сделано

Основная суть идеи — капли воды на стекле. Именно они будут отражать свет и создавать боке на переднем плане портрета. Стекло с каплями надо установить перед моделью, затем выставить очень маленькую глубину резкости и можно начинать съемку.

Чтобы претворить ее в жизнь, вам понадобится лист стекла или, еще лучше, качественного, полностью прозрачного плексигласа, потому что стекло — слишком хрупкий материал. Хикс использовал квадратное стекло (60х60см), вынутое из картинной рамы, то есть вам не требуется чего-то огромного. Для первых проб можно взять стекло или плексиглас меньших размеров.

Затем нужно сделать “воду”. Для этого достаточно смешать простую воду и глицерин в обычном разбрызгивателе-пульверизаторе. Это делается для того, чтобы загустить капли — в отличие от обычной воды, они не будут быстро сбегать по поверхности стекла. Этим трюком часто пользуются фуд-стилисты — для создания образа красивых, свежих томатов, покрытых каплями воды.

Речь идет о вот таких каплях на стекле. Они замечательно отражают свет и создают очень красивое боке

Глицерин и воду надо смешать в соотношении 1:3, но есть смысл провести несколько проб еще до съемки, чтобы выяснить, какие пропорции смотрятся и держатся на стекле лучше всего. Можно для начала сделать смесь 1:1, а потом постепенно подливать воду.

Создаем капли воды с помощью глицерина
Смешайте 3 части воды с 1 частью глицерина, залейте в ручной разбрызгиватель. Для более “прочных” капель возьмите 1 часть глицерина на 1 часть воды

Теперь можно собирать всю схему. Во-первых, как-то закрепить стекло, чтобы оно стояло вертикально между вами и моделью.

Затем установить свет. Свои снимки Хикс делал с четырьмя источниками света, однако в принципе хватит и двух. Для начала установите два источника фонового света позади модели, над ее головой, под углом в направлении камеры. По желанию на них можно установить желатиновые фильтры. На источниках света должны быть модификаторы — снут (тубус), грид (соты) или створки, чтобы управлять им.

После этого установите рисующий свет. В своих примерах Хикс использовал 22-дюймовую портретную тарелку, но ее можно заменить небольшим софтбоксом. Установите тарелку (софтбокс) с той же стороны стекла, что и камера. Она должна быть выше камеры, под углом в направлении модели.

Четвертый источник — это маленький софтбокс на полу, который дает заполняющий свет. Он должен находиться ниже модели, так, чтобы не попадать в кадр. Его можно заменить отражателем, если у вас нет четвертого источника света.

Это схема с четырьмя источниками света. Два из них, снабженные сотами и желатиновыми фильтрами, установлены за моделью, в направлении камеры. Портретная тарелка расположена совсем рядом с моделью. Маленький софтбокс на полу выполняет роль источника заполняющего света.
Если у вас есть всего два источника света, то можно обойтись только рисующим светом и одним фоновым. Если источников три, добавьте еще один к фоновому, а источник заполняющего света замените рефлектором.

Теперь пора ставить модель за стеклом и покрывать его каплями. Хикс рекомендует положить под стеклом ткань или бумагу, потому что часть жидкости все равно стечет на пол. Нет разницы, с какой стороны обрызгивать стекло — со стороны модели или камеры; второй вариант просто удобнее для фотографа.

И, наконец, можно переходить непосредственно к съемке. Выставьте диафрагму в районе f/2.8 или еще меньше. Сделайте кадр и посмотрите, как надо подкорректировать источники света. Большая мощность рисующего и фонового света дадут более выраженный эффект боке, меньшая сделает его мягче, незаметнее.

Почему отблески света/боке не видны на самой модели? Дело в правильно установленных источниках фонового света — благодаря им ее силуэт отбрасывает на стекло тень. Этой тени не видно, но именно она не позволяет каплям отражать свет и создавать боке в этом месте.

Вот так и выглядит вся схема для создания боке на переднем плане. Может показаться, что для ее создания требуется много аппаратуры и приготовлений, но на самом деле все не так сложно, да и вместо четырех источников света можно взять только два.

Другие работы и обучающие материалы Джейка Хикса можно найти на его сайте, а также на страницах в Facebook, 500px, Instagram, Twitter и Flickr.