10 советов, как улучшить навыки в пейзажной съёмке

Подборка советов от профессионального пейзажного фотографа.

Алберт Дрос — профессиональный пейзажный фотограф из Нидерландов. В этой подборке — десять его советов как для начинающих, так и для профессиональных фотографов. “Надеюсь, они вдохновят вас и откроют новые возможности в ландшафтной фотографии”, — пишет он.

1. Экспериментируйте с объективами.

Большинство пейзажных фото снимается на широкоугольные объективы. Я сам их люблю, но мой совет — попробуйте телевики и поэкспериментируйте с фокусными расстояниями от 100 до 300+ мм. Попробуйте снимать на них повторяющиеся или мелкие детали ландшафта, или горные вершины в горах. Когда вы поймете, как с ними работать, то откроете для себя целый новый мир ландшафтной фотографии. Серьезно.

Крупный план на 300 мм

2. Играйте с движением.

Подвижны облака, подвижна вода. Попытайтесь создать динамику в кадре с помощью движущейся воды или облаков. Это можно сделать с помощью коротких (для создания драматического эффекта) и длинных (используйте фильтр) выдержек. Всегда экспериментируйте с разными выдержками при съемке облаков и воды.

Короткая выдержка
Длинная выдержка (та же сцена, другая композиция) создает совершенно иное настроение

3. Экспериментируйте с поляризационными фильтрами.

Я много лет снимал пейзажную фотографию без поляризационных фильтров. Но когда вы начнете ими пользоваться, то начнете и видеть, как полезны они могут быть в разных ситуациях. Особенно для контроля света и отражений на отражающих поверхностях — такого же эффекта не удастся добиться при постобработке.

4. При съемке с длиннофокусным объективом используйте слои и сжатие.

Пейзажная фотография выглядит совсем иначе при съемке на длиннофокусные объективы; вы можете сжать перспективу, чтобы придать снимку большую глубину.

“Сжатая” дорога, фокусное расстояние — 135 мм
С человеком в кадре, фокусное расстояние — 200 мм

5. Ищите свет и пользуйтесь им.

Свет постоянно меняется, особенно на закатах и рассветах. Взгляните на детали, отдельные объекты, выделенные светом, на этом фото. Такое часто случается в горах, где облака и свет играют на пиках весь день.

Первые лучи солнца на вершине горы

6. Снимая широкоугольным объективом, подходите ближе.

Это придаст глубину вашему снимку. И под “ближе” я имею ввиду “очень близко”. Настолько близко, что объектив практически касается объекта на переднем плане. Это может быть цветок, растение, что угодно. Можете использовать фокус-стекинг, чтобы все было в фокусе, или очень широкую диафрагму, чтобы получить размытый передний план. Картинки будут разными, но обе будут хороши.

Съемка с близкого расстояния, с размытым фоном
Съемка с близкого расстояния, с использованием фокус-стекинга

7. Используйте эффект звезды в композиции.

При съемке прямо против солнца, с диафрагмой f/16-f/22, объектив будет создавать эффект звезды. С разной оптикой он будет выглядеть по-разному, иногда очень красиво, и, возможно, вы захотите использовать его в своей пейзажной фотографии. Постройте кадр так, чтобы солнце было у края на горизонте или у какого-то объекта, — так эффект звезды будет смотреться еще лучше. Пробуйте и экспериментируйте.

Эффект звезды, солнце над краем деревьев на горизонте, f/22
Солнце у края объекта для создания эффекта звезды

8. Научитесь снимать сверхширокоугольными и фишай-объективами.

Под сверхширокоугольными я имею ввиду объективы с фокусным расстоянием менее 14 мм в полнокадровом эквиваленте. При съемке на 10-12 мм или шире, на объектив “рыбий глаз”, вы получите совершенно новую перспективу, которая открывает много возможностей для творчества. Освойте технику коррекции дисторсии, чтобы получать фото без искажения перспективы. Это может быть полезно при съемке очень обширных ландшафтов.

Фото сделано на “фишай” с углом поля зрения 180 градусов, дисторсия исправлена профилем коррекции объектива
Широкая сцена, снятая на “фишай” с фокусным расстоянием 12 мм и углом зрения 180 градусов, с последующей коррекцией дисторсии

9. Не убирайте камеру сразу после съемки.

Продолжайте искать потенциальные кадры. Пройдитесь на природе, смотрите вокруг. Старайтесь представить, как будет выглядеть то или иное место при взгляде через камеру. Я часто использую для этого смартфон, который дает угол поля зрения примерно 20 мм — просто для оценки кадра.

Случайное место у дороги

10. Тренируйте взгляд.

Может, это прозвучит банально, но очень важно постоянно тренировать взгляд. Всегда смотрите вокруг, ищите возможные композиции. Это не просто, как и быть пейзажным фотографом в целом — из-за бесконечных возможностей, которые предоставляет природа. И тренируйте взгляд, используя разнообразные объективы — так, чтобы знать, как этот или другой пейзаж будут выглядеть через длиннофокусный зум или сверхширокоугольную оптику.

Холодное утро. Просто взгляд вокруг

Об авторе: Алберт Дрос – фотограф из Нидерландов, чьи работы публиковались в крупнейших мировых изданиях, таких как TIME, Huffington Post, Daily Mail и National Geographic. Другие его работы можно увидеть на его сайте, а также его страницах в Facebook и Instagram.