Обзор Fujifilm X-E1

[adrotate banner="2"]

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E1 с матрицей уникального типа

Система беззеркальных фотокамер со сменной оптикой Fujifilm X существует немногим более года. Нужно отметить интересный факт: компания пошла нестандартным путём, выпустив на рынок первой камеру — речь идёт о модели X-Pro 1, — которая по всем параметрам имела право позиционироваться как «старшая», если не топ-модель.

X-E1 Silver_18-55mm_front

Более того, с самого начала было очевидно стремление производителя с одной стороны вступить в конкуренцию с самой Лейкой, а с другой — всё же выйти за пределы сравнительно узкого круга адептов камер класса хай-энд.

Появление второй модели, X-E1, ещё более расширяет аудиторию потенциальных пользователей системы. У новой камеры достаточно сильный потенциал для того, чтобы отвоевать своё место под рыночным солнцем у нынешнего «царя горы» — Sony NEX-7. Кроме того, новинка, несомненно, привлечёт и ценителей ретро-стиля: Х-Е1 заметно дешевле цифровых Леек и ничуть не менее интересна, чем Olympus OM-D.

Основные особенности

  • 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа X-Trans
  • Электронный видоискатель на органических светодиодах разрешением 2,36 млн. точек
  • Традиционное ретро-расположение органов управления с диском выдержек сверху и диафрагмированием кольцом на объективе
  • Новый высококачественный «китовый» зум 18—55 мм f/2,8—4,0
  • Рабочий диапазон светочувствительности 200—6400 ISO (расширяется до 100 и 25 600, но только при съёмке в JPEG)
  • Съёмка видео в формате Full HD, встроенный стереомикрофон и гнездо для подключения внешнего микрофона
  • Размеры 129 × 74,9 × 38,3 мм
  • Вес 300 г (только корпус)

Технические характеристики

Матрица Матрица КМОП X-Trans 23,6 × 15,6 мм (размер APS-C)
Количество эффективных пикселей 16 млн
Чувствительность ISO 200—6400 (расширяется до 100 и 25 600)
Формат снимков RAW, JPEG, RAW+JPEG
Разрешение снимков 4896 × 3264 (3:2), 4896 × 2760 (16:9), 3264 × 3264 (1:1)
3456 × 2304, 3456 × 1944, 2304 × 2304;
2496 × 1664, 2496 × 1408, 1664 × 1664;
Панорама: 7680 × 2160, 7680 × 1440; 5120 × 2160, 5120 × 1440
Формат видео H.264 (MOV), со стереозвуком
Разрешение видео 1920 × 1080 (24 кадра/с)
1280 × 720 (24 кадра/с)
Конструкция объектива Сменные объективы (байонет Fujifilm X)
Дисплей 7,1 см (2,8 дюйма), 460 000 точек
Видоискатель Электронный, на органических светодиодах, разрешение 2,36 млн. точек, настройка от –4,0 до +2,0 дптр.
Режимы фокусировки АФ с детекцией контраста;
Автофокусировка покадровая, непрерывная;
Ручная фокусировка
Зоны фокусировки 49 зон регулируемого размера
Экспозамер Матричный (256 зон), интегральный, точечный
Коррекция экспозиции От –2 EV до +2 EV шагом 1/3 EV
Выдержки 1/4000—1/4 с (только режим Р)
1/4000—30 с, длительная Т (1/2—30 с), свободная В (до 60 мин.)
Х-синхронизация 1/180 с
Серийная съёмка 3 кадра/с, 6 кадров/с
Баланс белого Автоматический выбор, дневной свет, тень, люминесцентное освещение (дневное, тёплое, холодное), лампы накаливания, подводная съёмка; пользовательский; выбор цветовой температуры
Автоспуск Задержка 2 с, 10 с
Ведущее число вспышки 7 (200 ISO)
Режимы работы вспышки Без вспышки, авто, принудительная заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по второй шторке; режим подавления эффекта красных глаз; режим беспроводного TTL-управления внешними вспышками
Микрофон Стерео; гнездо для подключения внешнего стеремикрофона
Громкоговоритель Моно
Карты памяти SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0, мини-HDMI
Источник питания Литиево-ионный аккумулятор NP-W126
Габариты (ШxВxГ) 129 × 74,9 × 38,3 мм (без объектива)
Вес 300 г (без карты памяти и батареи)

Матрица

X-E1 Silver_front

Одной из главных особенностей камеры является используемая в ней матрица. Фактически, она — такая же, как и на старшей модели X-Pro1. Она имеет два главных момента, отличающих её от подавляющего, абсолютного большинства матриц, используемых в современных цифровых фотокамерах всех типов и систем.

Во-первых, перед матрицей не стоит противомуаровый фильтр, съедающий толику разрешения ради победы над артефактами, вытекающими из байеровской структуры расположения пикселей в обычных матрицах.

А во-вторых, сама структура пикселей вовсе не является байеровской! Пикселы получили не строгое решёткообразное упорядочивание 2×2; для описания нового расположения зелёных, красных и синих пикселей потребуется квадрат 6×6.

И это, пожалуй, ключевой момент.

Fuji X-Trans CMOS
Схема расположения пикселей в традиционной байеровской матрице (слева) и в матрице Fujifilm X-Trans.

В чём, собственно, прелесть? Вспомните: при всех недостатках фотоплёнки на плёночных кадрах не бывало муара: случайное расположение светочувствительных зёрен галогенида серебра и колебания этих зёрен в размере и форме были сродни стохастическому растру. Изобретённая конструкторами Fujifilm новая система гораздо более походит на плёночную «беспорядочность».

Логично вытекающая из этого проблема — одна, но при серьёзном подходе к фотографии существенная: конвертация RAW-файлов должна производиться по «нетрадиционному» алгоритму. Здесь выбор невелик: либо пользоваться фирменной программой, которая справляется с задачей вполне достойно, либо — последней версией Adobe Camera Raw, научившейся работать с фирменными RAW-файлами от Fujifilm.

Внешний вид

X-E1 Silver & Black XF lenses

Внешне новая камера очень похожа на старшую модель — X-Pro1. Однако отсутствие оптического видоискателя позволило уменьшить объём корпуса: новинка стала заметно ниже. Естественным следствием стало отсутствие переключателя режимов визирования.

Дизайн — строгий, классический, лишённый декоративных и бесполезных изысков. Камера выпускается в двух дизайнерских вариантах: полностью чёрном и совсем классическом, со светлым «металлическим» верхом. Настолько классический, что в процессе тестовых испытаний в людных местах неоднократно приходилось уточнять: «Нет, это не плёночная камера, это новейшая цифра от Фуджи».

Корпус

X-E1 Silver & Black

Верхняя панель — металлическая, изготавливается из магниевого сплава. Кстати, из металла вытачиваются и верхние диски, управляющие выдержкой и экспокоррекцией. Передняя панель камеры — также магниевая, но под декором это не так заметно.

Отсутствие оптического тракта в видоискателе позволило не только «понизить» камеру, но и сделать её более плоской. Однако для обеспечения нужного рабочего отрезка байонет пришлось делать выступающим из корпуса. Правда не так уж и сильно: рабочий отрезок у системы Fujifilm X составляет всего 17,7 мм. Кажется невероятным, но факт: это даже меньше, чем у системы Sony NEX.

Эргономика

X-E1 lifestyle2

Камера по-настоящему удобна в работе, хотя и требует определённого привыкания. Или, точнее, «развыкания» — потому что основные приёмы управления ею больше походят на использование старых плёночных аппаратов, нежели на работу с современными цифровыми.

Держать «кирпичик» камеры в руках удобно, несмотря на простую форму: наплыв под пальцы правой руки, конечно, нельзя назвать полноценной рукояткой, но свою функцию он выполняет. Особенно в сочетании с наплывом сзади сверху справа, который служит упором для большого пальца.

Выдержки выбираются самым что ни на есть традиционным диском выдержек. Для автоматизации процесса его всего лишь нужно поставить в положение «А».

Диафрагма устанавливается — правильно, кольцом диафрагмирования. Но здесь уже есть обусловленные прогрессом тонкости. Во-первых, сначала переключателем на объективе нужно выбрать не автоматический, а ручной режим диафрагмирования. А дальше — вращать диск, но глядя на экран или в видоискатель, поскольку управление диафрагмой всё же не механическое, а электронное. (Речь идёт о том объективе, которым комплектовалась испытуемая камера — то есть о стандартном зуме XF 18—55 мм f/2,8—4,0R OIS LM; на других объективах встречается «классическое» кольцо диафрагмирования с обозначенными диафрагменными числами и позицией «А».)

Пальцы, надо сказать, вспомнили алгоритм очень быстро: крутишь кольцо вправо — «дырка» открывается, влево — закрывается. Предпочитая приоритет диафагмы всем остальным режимам, должен сказать: это удобно. Как встарь 

При этом если нужна программная автоматика — переключатель на объективе и диск выдержек просто ставится в положение «А», и вуаля.

Электронные настройки — их тут вполне понятное изобилие, ведь мы ведём речь о цифровой камере весьма высокого уровня — также не вызывают проблем. Кнопки крупные, нажатия чёткие, меню логичное. При нажатии на кнопку «Q» на дисплее открывается так называемое «быстрое меню», в котором сосредоточены все основные настройки (16 позиций), которые могут потребоваться для съёмки.

Единственный аспект управления, который можно назвать непростым — видеосъёмка, но об этом поговорим в соответствующей главке.

Главным недостатком, увы, присущим чуть не всем камерам серии «Х», включая и те, которые оснащаются жёстко встроенным объективом, является весьма, как это ни парадоксально, удобный диск выбора экспокоррекции.

Он не имеет фиксатора, ни вообще, ни хотя бы в нулевом положении. При этом он слега выдаётся за пределы корпуса назад — чтобы им можно было «играть» большим пальцем правой руки, — и вращается сравнительно легко, не требуя сверхусилий.

В результате при извлечении камеры из кофра, сумки, кармана непреднамеренно установить или изменить экспокоррекцию необыкновенно легко. Полступени ещё могут быть некритичными, но плюс-минус две способны непоправимо испортить кадр. И если сюжет неповторим — будет предосадно.

К сожалению, чтобы проверить экспокоррекцию, нужно либо оторвать камеру от глаза и посмотреть на неё сверху, либо сосредоточить взгляд на маленькой экспозиционной шкале в нижней части левой границы экрана (или видоискателя); ничего, что явно привлекло бы внимание к тому факту, что экспокоррекция самоустановилась, в поле зрения не предусмотрено.

Считаю это единственным недостатком в области эргономики, хотя и понимаю, что, коль скоро такое решение используется на всех «Иксах», у этого есть веская причина и даже, возможно, обоснование. Однако пока некоторые пользователи тупо заклеивают диск экспокоррекции липкой лентой, страхуясь от описанной неожиданной неприятности.

Кроме того отмечу, что в списке дополнительных аксессуаров к камере наличествует накладная рукоятка XG-XE1. К сожалению, «потрогать» камеру с ней не удалось, но испытываю уверенность, что с ней удерживать камеру в одной руке будет ещё удобнее. Правда, закреплённая на камере рукоятка блокирует доступ к батарее и карте памяти — так что общий баланс эргономичности, похоже, сохраняется 

Дисплей

X-E1 Silver_back

Камера оснащается не сказать, что большим, но вполне адекватным цветных ЖК-дисплеем на тонкоплёночных транзисторах диагональю 2,8 дюйма. Его разрешение не является на сегодня особенно высоким — 460 тыс. точек, но в то же время и не производит впечатления слишком низкого. Если же встаёт вопрос об особо точной ручной фокусировке — всегда можно взглянуть в видоискатель, разрешение которого впятеро выше.

В режиме Live View на экране отражается все 100% кадра, причём во всех режимах кроме ручного камера старается яркостью картинки отразить выбранную экспозицию, наглядно дополняя визуальную информацию гистограммой (если она включена). Весьма полезна функция электронного уровня: она не имеет зрелищной визуализации, похожей на настоящий авиагоризонт, как на некоторых других камерах, но вполне практична и наглядна.

В ручном режиме — при любых сочетаниях выдержки, диафрагмы и светочувствительности вы видите изображение стандартной яркости. При полунажатии на спусковую кнопку объектив диафрагмируется, позволяя оценить глубину резкости, при этом картинка может стать тёмной.

Дисплеем удобно пользоваться при ручной фокусировке: изменяемое в пределах от 3 до 10 крат увеличение изображения позволяет сфокусироваться весьма точно. Можно пользоваться дисплеем и как чисто информационным экраном, используя для визирования исключительно видоискатель. Кстати, именно в таком варианте установленная экспокоррекция будет отображаться самым наглядным образом.

В режиме просмотра дисплей позволяет не только просматривать изображение, но и контролировать экспозицию и настройки камеры. Изображение можно увеличивать, но в сравнительно скромных пределах, до шести крат (если речь идёт о «большом» JPEG’е; RAW увеличивается всего в 2,5 раза), так что попиксельное изучение отснятого материала придётся отложить до заседания за компьютером.

Заслуживает внимания функция поиска нужного изображения. Поиск возможен по дате съёмки (что, пожалуй, наиболее практично), но также по лицам, рейтингу (каждому изображению можно присвоить от одной до пяти звёздочек) и пометкам «для загрузки» (на YouTube или Facebook).

Остаётся только надеяться, что на будущих фотокамерах серии «Х» дисплей станет откидным, что позволит намного удобнее снимать с нижних ракурсов, незаметнее заниматься уличной съёмкой, а при необходимости — увереннее фотографировать, держа камеру над головой.

Видоискатель

X-E1 Silver EVF

Упрощение видоискателя стало главной отличительной особенностью камеры, позволившей ей уменьшиться в размерах. Он, как уже сказано, электронный, на органических светодиодах, и при этом весьма высокого разрешения — 2,36 млн. точек.

Отношение к электронным видоискателям, как правило, резко поляризовано: одним они категорически не нравятся, другие от них в восторге. Истина же, как мне кажется, находится где-то посередине.

При более чем двухмегапиксельном разрешении нельзя сказать, что он хуже оптического: он другой, и к этому нужно привыкнуть. При этом все стоящие задачи, включая контроль резкости при ручной фокусировке, он выполняет отлично, чему способствует возможность коррекции по зрению в пределах от –4 до +2 диоптрий.

Наблюдаемая в видоискателе информация практически один в один соответствует информации на дисплее в режимах Live View и просмотра, поэтому останавливаться на ней отдельно смысла нет.

Автофокусировка

X-E1 Silver_18-55mm_left side

При достаточном освещении работа системы автофокусировки не вызывает никаких нареканий. 49 фокусировочных точек равномерно перекрывают большую часть кадра. Выбирая одну зону, вы можете регулировать её размер вращением заднего диска, добиваясь фактически фокусировки по точке.

Быстродействием камера не выделяется, но в то же время нельзя сказать, что она уступает другим современным беззеркалкам. А вот снижение эффективности автофокусировки при недостаточной освещённости вызывает неподдельное сожаление: она может буквально на какое-то время «выпасть в осадок». Досадно, ведь качество съёмки при низкой освещённости и на высоких значениях светочувствительности — одна из сильнейших сторон камеры Х-Е1.

В режиме макросъёмки автофокусировка также действует удовлетворительно, но здесь требуется заметить, что этот режим действует лишь с дискретными объективами; при использовании стандартного зума 18—55 мм, в комплекте с которым камера попала к нам на испытания, установка макрорежима никакого эффекта на минимальную дистанцию фокусировки не оказывает.

К ручной фокусировке претензий нет: нажатием на задний диск изображение в выбранной фокусировочной зоне увеличивается во весь экран, по которому вариации резкости отлично видны (и ещё лучше — в видоискателе). Фокусировочное кольцо стандартного зума не имеет прямой механической связи с подвижным элементом и вращается плавно и мягко. Перемещение от минимальной дистанции до бесконечности и обратно занимает определённое время, но кнопка запоминания фокусировки приходит на помощь: нажав её, вы запускаете на мгновение систему автофокусировки, которая быстро наводит объектив, куда вам надо, а дальше остаётся лишь подстроить наводку вручную.

Встроенная вспышка

X-E1 Silver_Built-in Flash

Встроенная убирающаяся вспышка при всей её миниатюрности и сравнительной маломощности является очевидным плюсом.

Она исправно работает, причём экспозиционная автоматика весьма точно дозирует мощность импульса, учитывая общую освещённость сюжета. Ей вполне можно заполнить тени при съёмке портрета или подсветить находящийся на переднем плане объект.

Штатный объектив без бленды не перекрывает световой пучок от вспышки.

Важно отметить одну недокументированную, но весьма полезную «фичу»: фотографируя со вспышкой, вы можете пальцем левой руки отогнуть её так, чтобы она смотрела вперёд и вверх или даже вертикально вверх. При съёмке в небольших помещениях это обеспечивает вполне заметный эффект съёмки с отклонённой вспышкой, обеспечивая более равномерное освещение сюжета и устраняя известные артефакты пыхания вспышкой в лоб.

Горячий башмак позволяет устанавливать на камеру внешние согласованные вспышки повышенной мощности. Для творческих стробистских упражнений подходящие системные вспышки могут ставиться отдельно: встроенная вспышка умеет ими командовать.

Карты памяти

Камера принимает в себя карты памяти SD всех основных типов, включая SDHC и SDXC.

Однозначная рекомендация — использовать максимально быстродействующие карты. Разрешение у камеры достаточно большое, вес высококачественного JPEG’а в зависимости от сюжета может превышать 7 МБ (хотя обычно составляет 3—4 МБ), а RAW тянет 25 МБ. В общем, при «паспортной» скорости съёмки до 6 кадров/с чем быстрее будет опустошаться буфер — тем больше вы сможете снять.

Экспозамер

Измерение экспозиции производится точно, претензий нет. Предусмотрены три обычных режима — многозонный или, если угодно, матричный, центровзвешенный и точечный. Большинство отснятых фотографий было сделано с использованием многозонного замера, и редакция осталась полностью удовлетворена результатами.

Для гарантии получения нужных результатов можно воспользоваться уже упомянутой функцией экспокоррекции и экспозиционной вилкой. В последнем режиме вы получите три кадра с шагом экспозиции 1/3, 2/3 или одна ступень от определённой камерой нормы.

ISO

Fujfilm_x-e1_iso_image

Как уже отмечено, стандартный диапазон светочувствительности у камеры Х-Е1 составляет от 200 до 6400 ISO. Эти рамки можно раздвинуть до 100 ISO в нижнюю сторону и до 25 600 — в высокую. Однако при выборе «запредельной» чувствительности нельзя снимать в RAW — что сдерживает оптимизм.

Fujfilm_x-e1_iso_crop100

При этом ещё раз подчеркну: качество изображений, полученных на высоких значениях ISO — 3200 и даже 6400 — несомненно, одно из лучших, которое доводилось видеть. Использование этих значений отнюдь не является «фолом последней надежды»; изображения получаются вполне, что называется, рабочие — хотя в целом аксиома «чем ниже, тем лучше» не утратила своей истинности.

При съёмке можно воспользоваться опцией вилки по светочувствительности: при сохранении постоянной экспозиции (что иногда может иметь приоритетное значение) камера запишет три кадра с разными значениями ISO. Минус ровно один: при съёмке с вилкой по ISO записываются только JPEG’и. При выходе из режима вилки RAW «заработает» снова, если, конечно, он был у вас включён (в чём мы ни капельки не сомневаемся).

Режимы съёмки

X-E1 Silver_exposure_dials

Все основные режимы съёмки реализуются простейшим «аналоговым» образом. Диск выдержек в положении «А», переключатель режима диафрагмирования у кольца на объективе в таком же положении — наслаждайтесь программной автоматикой.

Нужно установить выдержку вручную — ничего нет проще, просто поставьте нужное значение на диске против индекса. Диафрагму — пожалуйста, переключите ползунок в «ручное» положение и вращайте кольцо диафрагмирования, контролируя изменение её значений в видоискателе или на дисплее.

При ручном диафрагмировании на дисплее появляется весьма наглядная шкала глубины резко изображаемого пространства, зависящая от дистанции фокусировки объектива.

Творческим натурам будет интересно поупражняться с режимами имитации фотоплёнки. И, коль скоро камеру сконструировали специалисты Fujifilm, типы плёнок обозначаются известными фирменными названиями: Provia (стандартная цветопередача), Velvia (чуть более яркая и насыщенная, «живая» цветопередача) и Astia (мягкая цветопередача). Также имеется два режима «цветной негатив» — обычный и более насыщенный, и целый ряд режимов монохромной съёмки, имитирующим использование чёрно-белой плёнки с разными светофильтрами. Монохромные снимки могут тонироваться в сепию.

_DSF3103

_DSF3102

_DSF3093

_DSF3092

_DSF3081

Отлично работает режим автоматической склейки панорам. Вы проводите камеру (в горизонтальном или вертикальном положении) в выбранную сторону, и получаете отлично «сшитую» 120- или 180-градусную панораму. Максимальный размер панорамы (180 градусов, камера вертикально) — 7680×2160 пикселей, минимальный (120 градусов, горизонтально) — 5120×1440 пикселей. Размер результирующего JPEG’а составляет примерно от 7 до 16 мегапикселей. При экстремальном перепаде яркостей в кадре (обычно — при наличии солнца в кадре) при увеличении в небе может образоваться умеренная «полосатость», но в большинстве случаев такой проблемы не возникает. Выбирается панорамный режим там же, где и видео — под кнопкой «протяжки плёнки», то есть «Drive».

Имеются также два режима съёмки с расширенным динамическим диапазоном, которые действуют абсолютно аналогично камере X-Pro1. Фактически, для достижения HDR-эффекта графический процессор автоматически применяет до одной или двух ступеней коррекции к ярким светам и глухим теням. Правда, чтобы дать ему такую возможность, в «среднем» режиме DR200 светочувствительность не должна быть ниже 400 ISO, а в максимальном DR400 — ниже 800 ISO. Поскольку известные особенности сенсора и «разум» графического процессора обеспечивают отличное качество картинки даже на высших значениях ISO, разницу в шумности между 200 и 800 определить практически невозможно, так что пользоваться этим режимом можно спокойно.

Аккумулятор

Камера Х-Е1 питается от такого же литиево-ионного аккумулятора NP-W126 ёмкостью 1200 мАч, что и X-Pro1. Стандартное тестирование по правилам CIPA показало, что полностью заряженного аккумулятора хватает примерно на 350 снимков. Очевидно, разработчикам удалось повысить эффективность расходования электроэнергии — ведь X-Pro1 «сажает» батарею кадров на 50 быстрее.

При этом сколько-либо заметной разницы в расходе энергии при использовании Live View и видоискателя обнаружить не удалось. Для максимального продления ресурса можно выдать лишь стандартную рекомендацию — поменьше «гонять» камеру в режиме просмотра.

Съёмка видео

X-E1 with microphone

Фотокамеры Fujifilm X прежде всего фотокамеры. Да, современная мода заставляет внедрять в них возможность видеосъёмки, причём формата Full HD (1920×1080, 24 кадра/с) — noblesse oblige. Да, в камеру встроен стереомикрофон, и имеется разъём для подключения внешнего стереомикрофона.

Но вот отдельной кнопки прямого старта видеосъёмки — нет. Чтобы активировать видеорежим, нужно выбрать его списке режимов «протяжки плёнки», нажав на кнопку Drive. Скажем прямо: это неудобно. Да и, практика показывает, маловато 24 кадров в секунду для полноценного видео высокого разрешения: оптимизированные аппараты снимают Full HD с частотой 50/60р.

Возможности встроенной обработки

Будучи ориентированной на серьёзных фотографов, камера Х-Е1 позволяет сделать множество разнообразных настроек до съёмки: скорректировать тон светов и теней, цветопередачу, резкость, шумоподавление и т.п. Разнообразные опции баланса белого дополняются упомянутыми выше «плёночными» режимами.

Главная опция обработки кадров после съёмки — встроенный в камеру RAW-конвертер. Используя меню камеры, в режиме просмотра вы можете конвертировать отснятые RAW’ы в JPEG’и, манипулируя целыми рядом настроек. Вы можете управлять динамическим диапазоном, имитировать пуш-/пулл-обработку, имитировать разную фотоплёнку, регулировать баланс белого, резкость, тональность светов и теней, выбирать цветовой пространство…

На обработку одного кадра уходит несколько секунд, после чего вам будет предъявлено сконвертированное изображение, которое вы можете сохранить (или отменить сохранение). Кадр будет сохранён с полным разрешением и минимальным сжатием — эти параметры коррекции не поддаются.

_DSF2802Снятый в RAW, недоэкспонированный на ступень кадр…

_DSF2876… легко вытягивается встроенным в камеру конвертером; на всё про всё меньше минуты.

Практические наблюдения

Помимо низкой шумности на высоких ISO следует отметить очень высокое эффективное разрешение. Это может показаться парадоксальным, но новая структура пикселей в матрице, очевидно, действительно прогрессивна: 16-мегапиксельная картинка с Fujifilm X-E1 выглядит при полном увеличении более резкой, чем 16-мегапиксельные картинки, полученные посредством камер с матрицами обычной, байеровской структуры.

Очевидно, мы ещё не раз углубимся в тему эффективного разрешения, но пока можно ответственно заявить, что 16 мегапикселей КМОП-матрицы от Fujifilm практически сравнимы с 24 мегапикселами такой знатной беззеркалки, как Sony NEX-7.

Одновременно следует отметить, что снимаемые камерой файлы JPEG при высшем качестве действительно получаются, простите за невольную тавтологию, высококачественными. При правильной экспозиции и отсутствии в кадре экстремальных перепадов яркости разница между «аппаратным» JPEG’ом и грамотно конвертированным RAW’ом ничтожна. Поэтому, если задачи углублённой послесъёмочной обработки перед вами не стоит — можете положиться на JPEG; камера будет только шустрее.

«Нулевое» шумоподавление даёт отличные результаты до 3200 ISO включительно. Но и на 6400 ISO картинка шумит заметно меньше ожидаемого. Если возникнет необходимость, шум можно усилить, ослабив шумоподавление на одну или две ступени, либо усилить — также на одну или две ступени. Правда, усиление шумоподавления неизбежно приводит к «съеданию» мелких деталей. На практике желания повысить шумоподавление при использовании «штатных» значений светочувстивтельности не возникло ни разу.

Лишь при выходе за границу 6400 ISO, когда RAW отключается, изображение начинает «разваливаться». Но в меру; изображение, полученное посредством X-E1 на 25 600 ISO, как минимум не хуже изображения, которое даёт Sony NEX-7 на 12 800 ISO (а по передаче мелких деталей — пожалуй, что и лучше).

Забавный эффект обнаружился при скачивании отснятого материала в компьютер. Оказывается, камера по-разному нумерует кадры, снятые «отдельно» и в режиме серийной съёмки. Это помогает в режиме просмотра: когда очередь доходит до серии, на дисплее отображается первый кадр, а остальные прокручиваются мультиком в углу; чтобы просмотреть их во весь экран, нужно нажать на имитирующем джойпэд блоке кнопок стрелку вниз.

Ограниченная (по крайней мере, пока) линейка фирменных объективов компенсируется возможностью использования оптики сторонних производителей. Выпускается фирменный адаптер, позволяющий устанавливать на Fujifilm X-E1 объективы экстра-класса серии Leica M (и совместимые — включая Zeiss и Voigtländer), а также адаптеры третьих фирм, позволяющие ставить на беззеркалки объективы для зеркальных камер. Ожидаемые в этом году широкоугольный и длиннофокусный зумы сделают фирменную линейку заметно привлекательнее.

Выводы

Х-Е1 — стильная беззеркальная камера, отлично сочетающая могущество современной электроники и автоматики с классическим дизайном в стиле добрых старых дальномерных фотоаппаратов.

Кроме того, это камера высокого класса, оптимизированная для съёмки на высоких значениях светочувствительности. С учётом известных ограничений — в частности, отсутствие особо длиннофокусной оптики и умеренная «скорострельность» не позволяют рекомендовать данную камеру для спортивной съёмки, довольно скромны видеовозможности — она тем не менее является выдающимся современным фотоаппаратом, заслуживающим пристального внимания всех, кого интересует прежде всего качество фотографического результата.

Полный ассортимент фотокамер и оптики Fujifilm вы сможете найти в профессиональном фотомагазине www.photosale.ru

Все обзоры камер Fujifilm:

Тестовые кадры

_DSF2871

_DSF2841

_DSF2898

_DSF2909

_DSF2926

_DSF2944

_DSF3080

800_S523461_s18 мм, 1/90 с, f/4, ISO 1600.

800_DSF3612_s28,9 мм, 1/12 с, f/3,2, ISO 3200, встроенная вспышка.

800_DSF2672_s30,2 мм, 1/46 с, f/5,6, ISO 3200, встроенная вспышка отклонена максимально вверх.

Предыдущая статьяРетушь женского портрета — работа с тенями и бликами
Следующая статьяРетушь глаз в Photoshop
Родился в Москве в 1970 году. После службы в армии поступил, и в 1995 году окончил МГУ (ИСАА) с красным дипломом. В 1993 году участвовал в создании первого "неофициального" российского фотографического журнала "Фотомагазин", в котором работал заместителем главного редактора до конца 2005 года. В 2006 году стал главным редактором лицензионного русского издания международного журнала о фотографии "Zoom", одновременно редактировал журнал фотографических путешествий "ФотоTravel". Был главным редактором онлайн-проекта Fototips.ru с 2012 по январь 2016 года.