Почему Nikon проигрывает в гонке полнокадровых беззеркалок

Перевод статьи архитектурного фотографа Усмана Давуда (Usman Dawood) о положении Nikon на рынке беззеркальных фотокамер.

Несколько десятков лет назад Nikon была лидером по производству высококлассных профессиональных камер. В те дни если вы были профессиональным фотографом и снимали на полный кадр, то, скорее всего, у вас был именно Nikon.

Но за прошедшие годы первенство перешло к Canon, которая стала крупнейшим производителем полнокадровых камер в мире. Nikon смирилась с тем, что стала номером два, и некоторое время ее новое положение оставалось стабильным. Но, в свете нынешних перемен в индустрии положение Nikon вновь под угрозой.

В последний год на рынок вышел целый ряд новых полнокадровых беззеркалок. Тренд запустила Sony, за ней последовали и другие производители. Даже Panasonic, которая полнокадровыми камерами не занималась, и та попытала удачу в этом сегменте c S1 и S1R. И вся эта конкуренция оказывает значительное влияние на позицию компаний на рынке.

Слишком маленькая для конкуренции?

Рыночная капитализация Nikon составляет 5,7 миллиарда долларов — это значительно меньше, чем у основных конкурентов, Canon (30+ миллиардов) и Sony (64 миллиарда). Даже Panasonic, с ее 20 миллиардами, выглядит куда крупнее.

Здесь можно поспорить — подразделения, занимающиеся производством фотокамер, у всех этих фирм примерно одинаковы. Основную прибыль та же Sony получает от страховой деятельности и финансовых продуктов.

Однако факт остается фактом — финансовый потенциал других производителей больше, чем у Nikon, что означает больше потенциальных инвестиций и новых разработок. А новые разработки и инновации имеют решающее значение, если Nikon хочет оставаться конкурентоспособной в этой быстро меняющейся отрасли.

Кроме того, если один из сегментов рынка сокращается, на общее положение компании, которая занимается различными сферами деятельности, это сильно не влияет. У Nikon же проблема в том, что она в очень большой мере ориентирована именно на индустрию фототехники и недостаточно диверсифицирована. Сейчас, когда смартфоны все больше теснят эту сферу, такое положение дел создает немало сложностей.

То есть, в конечном итоге, Nikon может оказаться слишком маленькой, чтобы долго и эффективно бороться с конкурентами.

Недостаток опыта в работе с видео

Nikon — единственный крупный производитель полнокадровых камер, у которого крайне мало опыта работы с видеокамерами. Все другие крупные компании могут похвастать своей собственной серьезной линейкой кинокамер, да и в целом известны как производители камер с хорошими характеристиками для видеосъемки. Так, на мой взгляд, у Canon лучший автофокус при работе с видео, а у беззеркалок Panasonic, вероятно, одни из лучших характеристик для профессиональной съемки видео.

Таким образом, целевая аудитория ассоциирует эти компании как с фото, так и с видео. Люди не покупают камеры Nikon ради их возможностей в плане видео, и это не позволяет компании как следует развиваться в данном сегменте. Да, я знаю, что последние камеры Nikon предлагают ряд замечательных характеристик для видеосъемки, но здесь речь идет не о характеристиках, а о восприятии клиентов. То есть покупатели в большинстве своем ищут качественные возможности для работы с видео у других производителей — и здесь Nikon находится в роли догоняющего.

А связанный с видео функционал исключительно важен, особенно сейчас, когда все больше фотографов занимаются и видеосъемкой тоже. Возможно, именно здесь и располагается основной фронт, на котором происходит решающее сражение. Так что если компания хочет выделиться в сфере видео, у Nikon впереди — серьезная битва.

Байонет

Вокруг нового байонета Nikon и его размеров было немало шумихи. Похоже, размерами байонета на беззеркалках компания пытается компенсировать тот факт, что ее байонет на зеркалках был одним из самых маленьких.

Согласен, у нового байонета Z — огромный потенциал. Но проблема в том, что это только потенциал, и Nikon мало что делает для его развития. Все другие производители уже разработали практичные и интересные объективы для своих байонетов. Canon, с ее объективами линейки RF — лучший тому пример.

А у Nikon — куча дорогих фикс-объективов f/1.8 и один новый 24-70mm f/2.8. Да, анонсирован 58mm f/0,95, но, по большому счету, это не более чем украшение на полку. Даже в дорожной карте объективов Nikon сейчас нет ничего относительно интересного или нового.

Почему Nikon проигрывает в гонке полнокадровых беззеркалок

Компании нужно серьезно улучшить объективы, производимые для нового байонета, иначе многие фотографы просто не будут видеть необходимости переходить на беззеркальную систему Nikon. Когда у профессионалов есть такие опции, как Nikon D850 и целый ряд замечательных объективов к нему, возникает вопрос — что вообще могут предложить камеры с байонетом Z?

Фиаско со слотом для карт памяти

Наличие всего одного слота для карт памяти стало огромной маркетинговой ошибкой. Было столько ожиданий, столько шумихи вокруг новых беззеркалок, но, когда они вышли, первое, что бросилось в глаза — единственный слот для одной карты. Для менее дорогих моделей это было бы еще нормально, но Z7 изначально стоила почти 3400 долларов.

То есть камера была дороже, чем любимая многими D850, и при этом предлагала меньше. Важен этот фактор для вас или нет, главное здесь — то, какое влияние это оказало на Nikon и на восприятие новых беззеркалок компании.

Подводя итоги

При такой невероятной конкуренции со стороны очень мощных компаний, Nikon, вероятно, находится в очень сложной ситуации. Запуск ее новых беззеркалок был омрачен рядом проблем, и за последние шесть месяцев ситуация улучшилась не на много. Да, Sony за это время не выпустила ни одной новой камеры, и, тем не менее, ее продукция продается лучше, чем камеры Nikon.

У Nikon нет таких же возможностей в плане инвестиций, и пытаться конкурировать на этом очень жестком рынке ей будет, по меньшей мере, сложно. Вполне возможно, компанию ждет то же будущее, что и Pentax. Если ничего не изменится, в следующие пять лет Nikon потеряет независимость.

В общем и целом, перед производителями камер — трудный путь, и, возможно, вскоре, мы увидим его печальные результаты.

Об авторе: Усман Давуд — ведущий фотограф британской компании Sonder Creative, специализирующейся на архитектурной и интерьерной фотосъемке. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции fototips.ru. Другие работы Усмана Давуда — на его сайте и страницах в Instagram и Twitter.