Перевод статьи архитектурного фотографа Усмана Дауда (Usman Dawood) о преимуществах полнокадровых беззеркалок Sony. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции fototips.ru.
Когда снимаешь архитектуру и интерьеры, лучше всего работать со штативом. На то есть ряд очевидных причин, основные из которых — возможность снимать с более длинными выдержками и более точно выстраивать кадры.
Многие пейзажные фотографы также поддержат идею о работе со штативом. К сожалению, в некоторых случаях это оказывается просто невозможным.
Взять, к примеру, мой недавний контракт. Одна строительная компания пригласила меня для съемки одной из ее лестниц. Само место позволяло снимать интерьер без каких-либо дополнительных разрешений, но штатив использовать было нельзя — как потенциально опасный предмет, о который можно споткнуться и упасть. Разумеется, я хотел обеспечить клиенту снимки самого высокого качества, поэтому подал заявление с просьбой разрешить мне использовать штатив.
Тут же началась суета с заполнением документов, отправкой запроса, получением ответа, снова отправкой, снова получением — словом, бюрократические проволочки. А время, отведенное на съемку, уходило. Понимая, что дедлайн приближается, я решил снимать без штатива — и остался очень доволен результатами.
Оборудование, с которым я работал, было без сомнения самым легким из всех, какими я пользовался для интерьерных съемок. Я выбрал камеру Sony a7R III и объектив Laowa 12mm f/2.8 Zero Distortion. Почему именно его? Из-за светосилы и небольших размеров — для удобства съемки в малом пространстве со слабым освещением.
Всегда заранее тщательно изучайте место съемки, чтобы понимать, какое оборудование лучше всего подойдет в данном случае.
Есть несколько причин, по которым стоит предпочесть a7R III любым существующим камерам Canon.
Электронный видоискатель
Laowa 12mm — полностью мануальный объектив, так что об автофокусе речи не шло. Учитывая слабое освещение, я решил снимать на максимальной диафрагме. Этот объектив даже на f/2.8 дает отличную степень ГРИП, которой было вполне достаточно для данного конкретного места.
Съемка с рук в условиях слабого освещения, с мануальным объективом — достаточно сложная задача. К счастью, хороший электронный видоискатель решает многие проблемы. Например, построение снимка с помощью видоискателя, а не заднего дисплея, позволяет держать камеру более устойчиво. Функция Focus peaking и возможность работы с нею через видоискатель позволяет вообще не обращаться к заднему дисплею. Хотя 12-мм объектив и дает неплохую степень ГРИП, над верной фокусировкой все же нужно было поработать.
Canon и Nikon, конечно, анонсировали свои полнокадровые беззеркалки, но на момент написания статьи они еще не появились в продаже. В то время как Sony уже зарекомендовала себя как единственный производитель полнокадровых зеркалок с хорошим электронным видоискателем.
Встроенная система стабилизации изображений
Кроме того, Sony — все еще единственная компания на рынке, которая предлагает полнокадровые камеры с IBIS, обеспечивающей до 5,5 стопов компенсации. Даже недавно анонсированные беззеркалки Nikon не предлагают такого (только 5 стопов). Canon же и вовсе не конкурент в этой области — новая Canon EOS R вообще не получила IBIS.
Встроенная система стабилизации изображений — исключительно полезная вещь. Без нее я бы не смог получить снимки такого высокого качества. Из-за слабого света, даже при съемке на f/2.8, мне пришлось снимать с выдержками в 1/15 секунды. Если бы я, как обычно, взял Canon 5DS R, то не смог бы снимать с такими длинными выдержками и не смог бы получить таких снимков. Но, похоже, Canon все еще считает, что система стабилизации в объективах — лучший вариант. Это не так; IBIS дает равные или даже еще лучшие результаты, чем стабилизаторы в объективах. Даже с “неродным” объективом Laowa, встроенная система стабилизации оказалась бесценной.
Другие причины
На рынок вышло уже третье поколение беззеркальных камер Sony; и сейчас это единственный производитель, который предлагает качественную, сбалансированную систему. Да, Canon и Nikon представили свои беззеркальные системы, которые выглядят очень неплохо. Однако это только первое поколение.
Выше я описал реальный сценарий, в котором камера Sony оказалась лучшим вариантом для работы. Но есть и несколько других веских причин, по которым пользователям Canon (и даже Nikon) стоит обратить внимание на Sony.
Выбор объективов
Как я уже писал, здесь у Canon большое преимущество, и “родные” объективы — всегда лучший вариант. Но с практической точки зрения и Sony тоже есть серьезные преимущества. У компании уже есть целый ряд “родных” объективов, и она продолжает разрабатывать новые. И это не говоря об огромных возможностях, если вы будете использовать адаптер. Для камер с байонетом E существуют адаптеры под практически все основные системы: от Sony A до Canon EF, от Nikon F до даже Leica M.
Что уж там, под них можно адаптировать даже некоторые среднеформатные объективы. К тому же недавно Sigma начала выпускать свою линейку Art и для Sony E. Наличие таких объективов как 105mm f/1.4 и 14mm f/1.8 делают камеры Sony еще лучшим вариантом.
И что самое важное для меня, как и для многих фотографов, которые снимают архитектуру, — возможность эффективно использовать тилт-шифт-объективы. Все они получат стабилизацию благодаря IBIS, чего Canon предложить не может. Таким образом, в плане доступности оптики для полнокадровых беззеркалок Sony находится в самом выгодном положении.
Система автофокуса
Sony a9 стала первой беззеркалкой, действительно показавшей, на что способна хорошая беззеркальная камера. Отсутствие затемнения видоискателя, великолепное отслеживание и фокусировка сделали эту камеру действительно профессиональной.
Фокусировка по матрице не только точнее, чем у традиционных систем в зеркалках, но и предлагает более интересные и полезные возможности. Возьмем, к примеру, автофокус по глазам. Одна только эта характеристика делает камеры Sony лучше многих аналогов на рынке. Какое-то время она была малоэффективной, так что проку от нее было мало. Но такие камеры как a7R III полностью изменили ситуацию. Если вы пользовались функцией определения глаз в последних камерах Sony, то знаете, насколько она хороша.
Снимать портреты с нею стало гораздо легче. Не приходится сдвигать точку фокусировки каждый раз, когда вы немного изменяете композицию. То есть вы можете сконцентрироваться на снимке, не теряя при этом фокуса.
С зеркальными камерами мне не раз приходилось менять композицию ради того, чтобы изображение было в фокусе. Как альтернативу можно использовать рекомпозицю. Но это не идеальное решение, особенно при съемке со светосильными объективами. Словом, системы автофокусировки в последних камерах Sony просто великолепны.
Видео
Хотя Nikon только недавно вступила в игру в плане качественного видео, она уже обошла Canon. Так, например, хотя недавно анонсированная Canon EOS R и предлагает возможность записи видео в 4K с частотой 30 к/с, но снимает она с большим кропом (1.8x).
Sony же, со своей стороны, уже несколько лет предлагает замечательные возможности для съемки видео. Ее последние камеры получили такие возможности как Log-профили и запись на две карты памяти, что снова делает их лучшим вариантом. И автофокус в видео также показал свою надежность и эффективность.
Sony прислушивается к пользователям
Складывается впечатление, что из всех нынешних производителей полнокадровых камер только Sony действительно прислушивается к своим пользователям. Компания производит одни из лучших беззеркалок на рынке как раз потому, что уделяет время рассмотрению жалоб и пожеланий клиентов. Sony не оправдывается, а меняется.
Взять, к примеру, двойной слот для карт памяти. На один слот жаловались многие, и Sony исправила это, как только смогла, в камерах третьего поколения. Nikon же, оснащая все свои профессиональные зеркалки двумя слотами, решила остановиться на одном слоте для своих беззеркалок. И Canon, по какой-то непонятной причине, решила сделать то же самое.
Странный выбор, учитывая, что Canon и Nikon знают, через что пришлось пройти Sony в такой же ситуации. Если ваша камера недостаточно велика, чтобы разместить два слота, значит, вы сделали слишком маленькую камеру.
У Canon были все возможности сделать замечательную камеру с двумя слотами, но, как обычно, она сделала только минимум и ничего больше. Даже Fujifilm с ее довольно маленькими камерами, сумела вместить в них два слота.
Подводя итоги
Выбор правильного инструмента для работы — важное решение. Во многих случаях я по-прежнему выбираю свои камеры Canon. Но при этом в прошлом году я все чаще и чаще использовал Sony, поскольку они предлагают широкий диапазон полезных характеристик.
В последние годы Sony изо всех сил трудилась над тем, чтобы развить свою систему и дать фотографам потрясающие возможности. И все хорошие отзывы заслужены: компания делает фантастические камеры и работает над тем, чтобы дать своим пользователям то, что они хотят. Тогда как Canon и Nikon, похоже, стремятся только удержать свои позиции на рынке.
Когда сторонние производители практически сразу начинают разрабатывать объективы и аксессуары для камер Sony, значит, компания что-то делает правильно. Полнокадровые камеры Sony — исключительно привлекательный выбор для большого числа фотографов. И, я полагаю, их позиция на рынке в ближайшие несколько лет значительно увеличится. Для многих Sony быстро становится самым лучшим вариантом.
Об авторе: Усман Давуд — ведущий фотограф британской компании Sonder Creative, специализирующейся на архитектурной и интерьерной фотосъемке. Другие его работы — на его сайте и страницах в Instagram и Twitter.