Инструкция по общению с офисным заказчиком. 7 советов от настоящего клерка

[adrotate banner="2"]

Эта статья — инструкция для фотографов по общению с офисным заказчиком.

Фотограф и офисный клерк почти никогда не понимают друг друга. Менеджер считает фотографа слишком творческим, фотограф пытается представить, как мыслит планктон.

1. Организуйте своё портфолио

Советы для фрилансера

Показывайте клиенту фотографии большого размера. Минимум 900 точек по длинной стороне, лучше — 1200, а 1600 — идеально. Так клиент увидит работу на весь экран.

Работайте над своим портфолио. В нём не должно быть скучных студийных фото ваших друзей и подруг. Творческие проекты в портфолио должны быть высочайшего уровня.

Сделайте портфолио удобным для просмотра, никто не хочет лазить по папкам и искать среди репортажей то, что ему нужно.

Никогда не смешивайте в альбомах ваши личные фотографии и коммерческие. Заказчику не интересно, как ваша бабуля встретила ДР или как ваш пес бегает по улице.

Портфолио должно выглядеть тематически целостным. Когда клиент видит хорошие портреты и посредственные фотографии еды — он начинает сомневаться в ваших способностях.

Про отправку портфолио на почту

Присылайте клиенту 2–3 фотографии (связанные с темой съёмки) и ссылку на портфолио. Не вкладывайте 20 фотографий, и тем более не нужен архив с сотней работ. Нескольких удачных примеров достаточно, чтобы понять, подходите вы клиенту или нет.

Присылайте только тот жанр, который необходим заказчику. Если клиент хочет снимать портреты врачей в кабинете, не надо присылать ему фотографии девушек в поле. Если у вас нет нужной темы в портфолио — пришлите что-то близкое, в данном случае лучше всего бизнес-портреты.

2. Оперативно общайтесь в почте/скайпе

Общайтесь оперативно

Часто заказчик узнает о необходимости съёмки накануне и не может планировать заранее. В таком случае нужно постоянно быть на связи, пока идут переговоры о работе.

Не исчезайте из чата неожиданно. Если вам нужно отойти — предупредите об этом и скажите, что можете ответить на все вопросы через 1–3–5 часов. И обязательно ответьте на них.

Не должно быть ситуаций, когда вы общаетесь в чате, отвечаете на один вопрос, а после следующего просто идёте за хлебом, молоком или гулять с собакой, не предупредив собеседника. Во-первых, это просто некультурно, всё равно, что в разговоре развернуться и пойти по своим делам. Во-вторых, клиент решит, что вы непредсказуемы (а так и есть), и начнет искать другого исполнителя.

3. Будьте всегда на связи

Будьте на связи

Ваши контакты всегда должны быть легко доступны. Укажите ваш телефон и скайп в подписи к письму. То же самое относится к социальным сетям.

Половина клиентов хочет позвонить или написать в Skype — переписка во «ВКонтакте» не всегда их вдохновляет.

Skype — основной корпоративный мессенджер. Поставьте его себе на телефон, чтобы ваш заказчик мог оперативно с вами связаться, даже если вы не за компьютером.

Человек, выходящий в онлайн раз в сутки, жутко бесит. Если общаетесь онлайн — будьте максимально часто на связи.

4. Проговаривайте условия работы

Проговаривайте условия работы

Проговаривайте все организационные вопросы заранее.

Не мелочитесь! Добавлять к гонорару 100 рублей на автобус — это бред. Может быть, вам и не откажут, но впечатление будет испорчено.

Если речь идёт о поездке далеко за город или в другой город, необходимо заранее обсудить оплату расходов на дорогу. Обязательно заранее!

Любые логистические просчёты ложатся на вас как на организатора процесса.

Никогда не говорите клиенту, что это ваша минимальная цена, но вы, так и быть, возьметесь. Для заказчика это звучит как «Денег мало, сделаю спустя рукава». Либо откажитесь, либо сделайте хорошо.

Если клиент хочет сделать работу быстро — это повод увеличить гонорар. Платить за срочность — это нормально.

5. Предупреждайте о любых задержках заранее

План Б

Как только случается что-то непредвиденное — сразу ставьте заказчика в известность. Он не должен узнать от других людей, что вас нет на съёмке. Если вы опаздываете и не берете трубку — он может просто отказаться от ваших услуг и перенести съёмку.

Никогда не говорите про отсутствие покрытия сотовой сети (если вы не за полярным кругом) и прочую нелетную погоду. Это выглядит жалко и всегда сильно раздражает.

Севший телефон, месячные, похмелье — не оправдание, так как это ваши проблемы. Купите аккумулятор, прокладки и таблетку от головы и сделайте работу через боль. И всегда улыбайтесь.

Если случилось что-то действительно серьёзное — поставьте клиента в известность сразу. У клиента будет время решить проблему.

6. Делайте работу на совесть

Даже если гонорар, на ваш взгляд, средний — делайте работу на совесть. В дальнейшем у заказчика могут быть разные проекты с разными бюджетами.

Если понимаете, что работа вас не привлекает ни деньгами, ни престижем, — отказывайтесь. Сделаете халтуру — потеряете клиента, откажетесь — и сможете поработать с клиентом в будущем.

7. Соблюдайте сроки

Работа на совесть

Как правило, главное — не скорость, а соблюдение срока. Лучше объявить срок выполнения работы в два раза больше и отдать работу раньше, чем наоборот.

Лучший способ потерять клиента — заставить его ходить за вами и просить фотографии.

Укладывайтесь в срок, чего бы этого ни стоило.

Итог

Пользуясь этими нехитрыми советами, вы сможете получить хорошие заказы и выполнить их на достойном уровне. Любая, даже самая красивая, фотография, снятая фотографом, для клиента не так важна, как собственное спокойствие, уверенность и нервы. Удачи!