Концертная фотография. Часть III

[adrotate banner="2"]

В двух прошлых частях статьи авторы рассказали о подготовке к съемке, про оборудование концертных фотографов и поделились практическими советами и приемами съемки выступлений музыкантов.

Третья часть цикла «Концертная фотография» посвящена теме обработки и презентации получившихся кадров.

После концерта

Ваше время съемки истекло и вы покидает фотопит.

Ваши дальнейшие действия зависят от того, насколько быстро нужно сдать готовые фотографии.

Если необходимости немедленно отослать в редакцию снимки нет, то вы можете спокойно отправляться домой и без суеты разбирать и редактировать фотографии.

Если же фотографии нужны этим же вечером или в течении часа-двух после концерта, то непосредственно при просмотре на камере можно отметить удачные кадры и по приезду домой или в гостиницу отослать их в редакцию или выложить на ftp-сервер.

На некоторых крупных фестивалях для корреспондентов устанавливают специальные палатки, часто оборудованные беспроводной сетью, пароль от которой вам дадут при предъявлении аккредитационного удостоверения.

В этом случае многие фотографы отправляют фотографии в редакцию непосредственно в промежутке между выступлениями двух групп. Съёмку в этом случае необходимо вести одновременно в raw и в jpg-форматах.

Отсылая фотографии в jpg сразу же после выступления, вы при необходимости потом сможете обработать наиболее удачные фотографии для репортажа или для печатного издания, используя их в raw-формате.

При достаточно мощном ноутбуке просмотреть съемку в raw, отметить удачные кадры и сгенерировать из них jpg занимает чуть больше времени, чем просмотр, отбор и отсылка jpg.

Программы для работы с RAW- файлами, как Adobe Lightroom, Adobe Bridge, Capture One, ACDSee, Picasa или Nikon ViewNX, дают возможность быстро просматривать много raw-изображений и присваивать снимкам рейтинг.

Выбрав лучшие кадры, при повторном просмотре можно будет оставить только самые подходящие и стереть некачественные или повторяющиеся снимки.

При просмотре снимков следует выбрать максимум один-два из каждой серии. Не нужно тратить время на обработку фотографий, отличающихся только положением руки или ноги исполнителя.

Тридцать почти одинаковых снимков будут интересны только самым ярым поклоникам, остальных повторяющиеся фотографии будут только утомлять.

Бесспорно, у вас может появится желание включить в репортаж большинство получившихся резких кадров или даже всех кадров колоритного вокалиста, но всё же лучше не злоупотреблять вниманием читающего.

Около десяти процентов от всех сделанных фотографий, тщательно отобранных, будут интересней и просматривающему репортаж, и вам самому, когда вы через пару месяцев взглянёте на снимки более объективно.

Концертная фотография. Часть III

При живой мимике вокалиста группы Das Ich выбор одной-двух фотографий из серии становится нелёгкой задачей.
Фото: Das Ich
(c) А. Войтехович

Обработка

Подходы к обработке фотографий могут быть различными — от отсутствия заметной обработки, что нередко требуют печатные и информационные издания, до манипуляций изображением с целью изменить или усилить настроение фотографии, которое, возможно, лучше передаст атмосферу концерта, чем необработанный снимок.

Но даже если заказчик ожидает от вас фотографий в необработанном виде, у вас всё же есть возможность при съёмке в raw-формате изменить баланс белого по вашему усмотрению, тем самым повлияв на настроение снимка.

Упрекнуть вас в искажении действительности никто не сможет, поскольку освещение на концертах часто меняет цвет и даже если камера установлена на автоматический баланс белого, то результат будет различен у камер разных производителей и даже у различных моделей одного производителя.

Концертная фотография. Часть III

Первая фотография сделана с автоматическим балансом белого. На втором снимке баланс белого был изменён в Lightroom.
Фото: Die So Fluid
(c) А. Войтехович

Если же редакция, давшая вам аккредитацию или устроитель не требуют прислать фотографии сразу же после концерта, то у вас есть возможность обработки — осветлить или затемнить снимки, уменьшить шум, либо же добавить в фотографии ваш особенный стиль.

Основное, что можно сказать на эту тему — опыт приходит с практикой.

Важно помнить главное: хорошая обработка отличается тем, что она удаляет помехи восприятия события, а не создаёт новые. Кроме того, даже человек, в совершенстве владеющий приемами обработки, должен снимать качественный исходный материал.

Концертная фотография. Часть III

На этой фотографии были удалены микрофонная стойка, металлические конструкции в левой части, компактные камеры в руках людей и огни ларьков с едой, заполнявшие всю правую часть снимка. Исходная фотография вряд ли так хорошо передала бы атмосферу концерта, как в отретушированном виде.
Фото: In Strict Confidence
(c) А. Войтехович

Концертная фотография. Часть III

Часто требуется усилить локальный контраст снимка, чтобы сделать его более выразительным и избавиться от слишком плоского освещения на важных элементах. Выбор степеней контраста и цветовой насыщенности также может сильно влиять на впечатление от снимка.
Фото: Amorphis
(c) Аскар Ибрагимов

Концертная фотография. Часть III

Размещенный в кадре большой участок черного фона, выбор черно-белой гаммы и общий сильный контраст вместе задают мрачноватое впечатление, соответствующее музыке блек-металлистов.
Фото: Behemoth
(c) Аскар Ибрагимов

Концертная фотография. Часть III

Порой черно-белое изображение музыканта или музыкального инструмента смотрится более выигрышно, чем цветное.
Фото: Чайф
(c) В. Астапкович

Концертная фотография. Часть III

Иногда чёрно-белые фотографии на однородном фоне оказываются более востребованными из-за особенностей верстки.
Фото: Cradle of Filth
(c) Xeniya Balsara

Концертная фотография. Часть III

Контрастность снимка была доведена до достаточно высокого уровня с помощью фильтра Bleach Bypass, входящего в состав Nik Color Efex Pro.
Фото: Finntroll
(c) Аскар Ибрагимов

Независимо от того, требуются ли от вас снимки с минимальной обработкой или вам предоставляется полная свобода при работе с фотографиями, знакомство с одним из аспектов обработки концертных фотографий вам пригодится всегда.

Речь идёт об удалении шума на фотографиях.

Если вы фотографировали концерт в закрытом помещении и при не очень ярком свете, то для нормально экспонированных снимков вы наверняка выставляли высокое значение ISO, что на большинстве цифровых камер приводит к появлению заметного шума. Если во времена аналоговой фотографии даже очень крупное зерно не портило снимки, то цифровой шум вряд ли можно назвать эстетически привлекательным и поэтому его стараются уменьшить при обработке фотографий.

Концертная фотография. Часть III

Если на концерте практически нет света, то вместо того, чтобы высветлять фотографию и боротся потом с появившимся шумом, можно попробовать затемнить снимок кривыми в Фотошопе или параметром Black в Лайтруме, перевести в монохромный вид и оставить видимыми только контуры. Такая фотография может очень достоверно передавать настроение концерта.
Фото: Tiamat
(c) А. Войтехович

Для устранения шума, либо по крайней мере его уменьшения, существуют как фильтры, встроенные в большинство графических редакторов, так и плагины для этих редакторов.

Среди неплохих плагинов для Фотошопа стоит упомянуть Noise Ninja, Neatware и Imagenomics Noiseware.

При этой разновидности обработки снимков не рекомендуем сильно увлекаться — некоторое количество шума выглядит вполне естественно на концертных фотографиях, в то время как стремление полностью удалить шум может привести к испорченной фотографии с потерянной текстурой кожи и неестественно разглаженными пластиковыми лицами.

Другая особенность работы с шумом заключается в том, что на светлых участках фотографий шум не так мешает зрителю, как на тёмных, поэтому фотографиям может пойти на пользу, если работа шумодава будет влиять только на тёмные части изображения. Для этого в некоторых плагинах, например, Noiseware, есть настройки, определяющие степень обработки для участков различной яркости.

Если же в используемом вами плагине такой опции нет, либо вы используете встроенный фильтр Фотошопа, то аналогичного результата можно добиться, используя свойства слоя. Для этого сделайте копию слоя и примените к ней шумодав. После этого двойным кликом на иконке верхнего слоя откройте его свойства. В нижней части окошка находятся две шкалы яркостей — данного слоя и слоя под ним.

На верхней шкале, «This Layer» передвиньте белый слайдер, отвечающий за светлые участки, налево, пока действие шумодава не пропадёт на ярких участках, но всё ещё будет заметно за тёмных. Ещё лучше будет, если вы нажмёте клавишу Alt и после этого передвинете белый слайдер — таким образом вы разделите его на две части и переход от областей с шумом к областям с влиянием шумодава будет более плавным.

Концертная фотография. Часть III

При данных настройках влияние шумодава на верхнем слое будет заметно только на тёмных участках.

Презентация результатов

Если ваши фотографии предназначены для печатного издания, то от вас требуются полноразмерные изображения. Количество отправляемых фотографий составляет, как правило, от 5 до 40 – в зависимости от требования заказчика.

В большинстве случаев ваши снимки предназначены для веб-страниц и подход здесь такой же, как и при организации выставки или журнальной полосы: фотографии должны быть объединены единым стилем обработки, похожие кадры не должны располагаться рядом.

Оптимальный набор удачных кадров, при котором можно гарантировать внимание каждому снимку – около 20-30 штук. Для публикации в интернете лучше разместить все снимки на одной странице в полном веб-разрешении.

Галереи, где требуется по нескольку кликов на каждое изображение для перемещения по снимкам, существенно снижают вероятность того, что хотя бы кто-то доберется до последнего кадра.

Что делать с логотипом фотографа?

Ставить обязательно. Вероятность того, что удачные концертные фотографии будут опубликованы без вашего согласия в интернете и даже в печатных изданиях, достаточно велика.

Ваш логотип должен содержать информацию об авторе – например, ваш сайт или е-мейл. Эту информацию можно также запрограммировать непосредственно в камере, если она это позволяет, и добавить в exif-данные фотографий. Дизайнерские изыски в логотипе являются излишеством, затрудняющим его восприятие и отвлекающим внимание.

Не забудьте, что ваш логотип должен быть обязательно согласован с тем, кто заказал вам съемку – скажем, в печатных изданиях автор указывается в тексте.

Также желательно заранее обговорить с заказчиком авторские права, указание вашей фамилии при публикации и права на публикации данного материала на вашем сайте.

Концертная фотография. Часть III

Неудачный выбор логотипа здесь, конечно же, преувеличен, но в сети можно найти примеры, очень близкие к этому.
Фото: Lacrimas Profundere и корявое лого
(c) А. Войтехович

Заключение

Концертная фотография не напрасно считается одной из самых сложных областей фотоискусства.

Для того, чтобы добиться интересных и качественных снимков, фотограф должен в совершестве владеть своей камерой и её настройками, иметь хорошую реакцию, знать законы композиции и умело их применять, владеть искусством обработки фотографий, уметь общаться с людьми и налаживать контакты.

Фотограф на концерте не может влиять на условия сьёмки.

Светотехник вряд ли станет изменять освещение на сцене по желанию фотографа. Ни один исполнитель не станет заново позировать вам, если вы не успели сделать кадр в нужный момент.

Организаторы концерта не станут откладывать мероприятие, если вы забыли зарядить аккумулятор в камере или взяли с собой недостаточно карточек памяти.

Работники службы безопасности не будут расчищать для вас место среди публики, чтобы вы сделали лучшие кадры из толпы. На концерте вы предоставлены самим себе и никто не будет заботиться об улучшении условий вашей работы.

Но если вы, несмотря на возможные начальные неудачи, научитесь со временем делать качественные снимки, интересные даже тем, кто не знает о данной группе и её музыке, если вам удасться найти свой собственный узнаваемый стиль, то вы, как фотограф, приобретёте ценнейший опыт.

После работы на концертах, большинство остальных жанров фотографии — портрет, пейзаж или репортаж, будут даваться вам легко. Кроме того, в процессе прибретения этого опыта вы будете посещать интересные мериоприятия и общаться с интересными людьми, что уже само по себе может быть достаточной мотивацией для занятия концертной фотографией.

Концертная фотография. Часть III

Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

Желаем вам успехов в этом увлекательном деле! И не забывайте отдыхать на концертах и получать удовольствие от музыки.

Авторы статьи:

Содержание цикла: