Основы студийной фотосъемки. Светоформирующие насадки, часть II

[adrotate banner="2"]

nova
Наконец, пришло время перейти на генераторный свет. Хотя в этой схеме его применение будет обусловлено скорее удобством, нежели необходимостью.

Мы будем использовать студийный генератор Hensel Nova D 2400 с головками Hensel EH Pro 1200P Mini Speed.

Схема 5: Портретная тарелка и два стандартных рефлектора

Конечно же, для демонстрации насадки под названием «Beauty dish» мы и снимать будем beauty, то есть крупноплановый портрет. Для разнообразия снимем его в высоком ключе.

Для начала посадим модель на небольшом расстоянии от белого фона, а по бокам от неё установим два источника со стандартными 18-сантиметровыми рефлекторами, которые направим прямо на фон.

Их расположение по высоте и мощность следует подобрать таким образом, чтобы попадающая в кадр часть фона ушла в пересвет, а отражённый от неё контровой свет красиво очертил модель, выделив скулы и подчеркнув остальные объёмы.

В качестве насадки для рисующего света используем Hensel 22ACW Beauty Dish — большую портретную тарелку с белой матовой отражающей поверхностью, появившуюся в ассортименте производителя относительно недавно. Установим её на «журавль» сверху перед лицом модели под углом около 45 градусов, что позволит нам получить в меру мягкий светотеневой рисунок с достаточной прорисовкой объёмов.

HenselAll_12

Схема 6: Стрип-бокс 30х150 сантиметров

Стрип-бокс — очень удобная во множестве ситуаций насадка. С ним одним можно создать такое огромное количество световых схем, что для описания только основных потребуется отдельный большой цикл статей. Но в рамках этого обзора я ограничусь всего одной, самой простой схемой, а потому буду вновь использовать только один источник света — это позволит нагляднее продемонстрировать характер светотеневого рисунка, формируемого мягкой насадкой.

Снова воспользуемся генератором Hensel Nova D 2400, но ограничимся лишь одной головкой. Установим на неё стрип-бокс Hensel Ultra Softbox IV 30×150.

Благодаря своей форме стрип как насадка, если можно так выразиться, мягкий в длину и достаточно жёсткий в ширину. Для фотографа это открывает немало возможностей. Самая очевидная из них — возможность достаточно длинным стрипом осветить модель хоть в полный рост, при этом сохраняя свет не слишком мягким вследствие небольшой его (стрипа) ширины.

Чтобы продемонстрировать это на практике, расположим стрип вертикально перед моделью.

Конечно, в приведенной схеме мы используем стрип-бокс самым очевидным и, я бы даже сказал, примитивным образом, зато это позволит нам очень наглядно продемонстрировать характер получаемого освещения.

HenselAll_13 HenselAll_14

Схема 7: Огромный параболический терабокс

Несмотря на заголовок, в этом пункте, пожалуй, было бы некорректно говорить о какой-либо световой схеме. Я хочу просто продемонстрировать характер света, получаемого при помощи больших параболических зонтов.

Большие параболы — мечта многих начинающих фотографов. Моду на них ввёл Broncolor со своими гигантскими зонтами Para. Глядя на их заоблачный ценник, многие верят, что за такую-то цену они и вправду должны выдавать какой-то волшебный «бриллиантовый» свет, обещанный маркетологами. Но, увы, чудес не бывает. Точно также, как даже на самых дорогих фотокамерах до сих пор нет кнопки «Шедевр», даже самый дорогой свет не улучшит качество ваших снимков, если вы чётко не понимаете, зачем он вам нужен. Как и любая другая светоформирующая насадка, большая парабола — всего лишь один из множества инструментов, имеющих своё назначение и свою сферу применения.

Основное преимущество параболического зонта заключается в том, что его глубокая форма (при условии грамотного расчёта геометрии и качественного исполнения, разумеется) обеспечивает очень равномерное свечение с совсем незначительный спадом по краям. Вкупе с огромным размером такое ровное распределение света позволяет очень равномерно осветить сцену. В то же время на практике любой параболический зонт имеет явно выраженный фокус, яркое световое пятно в середине и плавное угасание к краям. Это позволяет сформировать световой акцент.

Ещё одно преимущество относительно однородного по всей площади света, способного оставаться мягким даже на довольно больших расстояниях, заключается в том, что он оставляет максимально большую свободу для перемещений модели. Фотограф при этом может перемещаться прямо перед источником света, не отбрасывая тень на модель и фактически не влияя на светотеневой рисунок.

В нашем тесте я буду использовать Hensel Terabox Deep Space 193. Это глубокий (глубина 120 сантиметров) восьмигранный терабокс параболической формы. Как и следует из его названия, диаметр внешней кромки — 193 сантиметра. То есть, даже касаясь нижним краем пола, он будет «на голову» выше меня. Кстати, одна только сборка этого гигантского зонтика — целое приключение.

Terabox Deep Space 193 комплектуется внутренним диффузором, но может использоваться и без него, превращаясь в огромный параболический рефлектор. Я оставлю диффузор, получив нечто вроде очень большого октабокса с равномерным свечением.

Чтобы как можно нагляднее показать характер освещения, просто поставим его перед моделью. Думаю, фотографии будут красноречивее слов:

HenselAll_16 HenselAll_15

Как вы можете видеть, терабокс отлично справился со своей задачей. Используя всего один источник света, мы получили довольно мягкий объёмный рисунок, плавные градиенты, заполнение в тенях и в то же время видимый световой акцент, напоминающий эффект виньетирования.

Схема 8: Briese Focus 96 Kit

Итак, начав этот обзор с самого бюджетного набора из двух 300-джоульных моноблоков, мы добрались, наконец, до самого дорогого источника света, с каким мне когда-либо приходилось снимать.

Briese Focus 96 Kit — световая головка стоимостью более полумиллиона рублей. Она в несколько раз дороже мощного генератора Hensel Nova D 2400, к которому мы будем её подключать. В сумме же система освещения, собранная на основе Briese, будет стоить как небольшой самолёт, причем в прямом смысле. Или как дорогой джип. Или квартира где-нибудь за пределами МКАД. Впечатляет, не так ли? Чего же ждать от столь дорогой насадки?

Как и предыдущая рассмотренная нами насадка, Briese Focus представляет собой довольно большой параболический зонт. Однако его особенностью является возможность фокусировки: лампу можно перемещать по направляющей вдоль центральной оси. Таким образом, рефлектор Briese из обычной светоформирующей насадки превращается в целую систему освещения.

В максимально расфокусированном положении, когда лампа до предела выдвинута вперёд, прибор работает как обычный параболический рефлектор. Причём отличного качества: свет получается мягкий, однородный и равномерный. А по мере того, как мы задвигаем лампу вглубь зонта, световой поток фокусируется. Мне, как и некоторым фотографам, с которыми я обсуждал Briese, в сфокусированном положении он напомнил линзу френеля — такое же выраженное, яркое, но достаточно мягкое пятно в центре, постепенно угасающее к периферии, при идеальной плавности градиентов и безупречно растушёванных тенях. Только в данном случае это была бы линза очень большого диаметра.

Для сравнения сделаем фотографии в двух крайних положениях лампы:

HenselAll_17 HenselAll_18

И аналогично пару снимков, только теперь крупный план:

HenselAll_19 HenselAll_20

Хочу подчеркнуть, что источник света всё время находился на одном расстоянии от модели. Модель также стояла на одном месте, расстояние между ней и фоном не изменялось. Менялся только лишь фокус прибора.

Как видите, в обоих случаях мы получили мягкий объёмный свет, плавную растушёвку теней, хорошо проработанную фактуру. При этом в расфокусированном варианте, как и ожидалось, рефлектор по своим свойствам очень похож на огромный параболический зонт — мы видим высокую равномерность и однородность. В сфокусированном же положении очевиден явный акцент в точке схождения светового потока. Обратите внимание на явный эффект виньетирования, особенно хорошо заметный на ростовой фотографии — он не усиливался при обработке, это особенность освещения. Фотографу, способному тонко чувствовать свет, такой диапазон фокусировки, безусловно, послужит прекрасным инструментом.

Чтобы продемонстрировать ещё одну сильную сторону Briese, выберемся из студии на открытый воздух. Благо, с погодой нам повезло, день выдался солнечный, что идеально для следующего теста.

Briese-backstage-street 1

Отмечу, что с выходом на улицу мне пришлось заменить студийный генератор на батарейный Hensel Porty L 1200.

porty

Его максимальная мощность существенно ниже, что немаловажно, поскольку качество, о котором я хочу рассказать — это способность выдавать очень высокую яркость даже на большом расстоянии. Briese сконструирован так, что при фокусировке не отсекает лишний свет, а собирает поток, обеспечивая максимально возможную светоотдачу.

Briese-backstage-street 2

На практике это открывает для нас возможность с лёгкостью «перебить» даже полуденное солнце. Конечно, это можно сделать, и применяя другие насадки, однако немногие из них способны дать такой равномерный и мягкий свет. Линзы Френеля имеют значительно меньший размер и, как следствие, формируют световое пятно существенно меньшего диаметра, не говоря уж о светопотерях. А если использовать отражение, скажем, от белой стены, светопотери будут и вовсе чудовищными. Briese же, благодаря своей светоотдаче, способен выдать огромную мощность, сфокусировав мягкий пучок, великолепный по равномерности и плавности растушёвки теней.

HenselAll_21

Заключение

Ну что же, мы перебрали, кажется, все основные типы насадок, доступные фотографам на сегодняшний день. Как видите, варианты их применения и комбинирования практически безграничны. Точнее, они ограничены лишь вашей фантазией. С помощью жёстких рефлекторов можно получить достаточно мягкий свет без глубоких теней, а с помощью огромных софтбоксов — объёмную и очень контрастную картинку. И если фотография — это рисунок светом (от греческих «фотос» и «графос», если кто не в курсе), то светоформирующие насадки, пожалуй, будет корректно сравнить с кистями художника.

Жёсткий рефлектор с сотами, как тонкая кисть, создаёт чёткий рисунок, а огромный софтбокс покрывает большие пространства «холста». Чтобы не ограничивать свой полёт фантазии, нужно уметь пользоваться и тем, и другим. Надеюсь, эта статья побудит вас к экспериментам, поиску новых решений, поможет как-то иначе взглянуть на привычное оборудование и открыть для себя множество новых возможностей!

Съёмочная группа:

фотограф Кирилл Михирев
фотограф Евгения Нечаева
визажист — Людмила Елфимова
модели — Мария Акоста, Екатерина Акентьева, Олеся Ромашкина
backstage Андрей Галактионов

Съёмочная группа выражает огромную благодарность фото и видео студии SUNLIGHTSTUDIO за предоставленные для теста павильоны.