Фотостудия для предметной фотографии с постоянным светом от Metz.

[adrotate banner="2"]

Untitled-29876

Меня очень часто спрашивают о том можно ли оборудовать студию для предметной фотографии недорогими осветительными приборами. Такая ситуация, как правило, актуальна для начинающих фотографов, владельцев интернет-магазинов и даже производителей чего-либо. Вот и снова очередной подобный вопрос мне задавали пару недель назад.

Теоретически возможно всё, что проверено на практике; и в этой статье я попробую дать ответ на этот интересующий многих вопрос. Я думаю, справедливо будет принять за основу бюджет, равный стоимости одного импульсного моноблока от приличного производителя — допустим, 30000 рублей. То есть я попробую полностью укомплектовать студию для предметной фотосъёмки осветительным оборудованием и всеми дополнительными принадлежностями за 30000 рублей. Утопия!? Да нет, попробуем ещё и сэкономить.

Подбираем оборудование

Так как я уже более 20 лет профессионально занимаюсь рекламной фотографией, и основная моя специализация — это как раз фотосъёмка предметов, я точно знаю: чтобы без проблем снимать предметы, нужно как минимум три источника света, а ещё лучше — четыре. Запас карман не тянет.

Всё понятно, нужно сформировать парк из четырёх осветительных приборов плюс аксессуары для их продуктивного использования; и ещё очень хочется, чтобы всё это было надёжным, удобным и, желательно, от известного производителя. Ну не работать же мне и вам на сомнительного качества китайском фотопроме?

Свет

После непродолжительного сёрфинга в сети мне стало понятно, что в такой бюджет я смогу уложиться только с постоянными светодиодными светильниками; осталось выбрать, с какими. Я решил остановить свой выбор на приборах компании Metz, а именно на светодиодных светильниках Metz Mecalight LED-480. Выбор сделан, и через несколько дней компания «Сивма-фототехника» предоставила мне четыре светодиодных прибора для проведения экспериментов. Условие было одно: не утаивать название приборов, если эксперимент будет удачным 🙂

Untitled-266

Историческая справка от Главного редактора fototips.ru

Metz — это, наверное, один из самых известных производителей накамерных вспышек для всех систем. История компании началась в 1938 году. Набрав опыт в производстве разнообразной электроники, в конце 1940-х годов компания вышла на массовый рынок, и к 1950 году выпускала полный спектр радиоустройств от портативных приёмников до радиол.

А уже в 1952 году по заказу компаний Agfa и Carl-Braun началось производство фотографических ламп-вспышек. Через пять лет вспышки стали транзисторными. В 1979 году компания разработала систему адаптеров SCA, которая позволила стыковать вспышки с камерами разных систем. С тех пор в области внешних вспышек было представлено немало новаций, а общий объём производства насчитывает миллионы штук.

Мы, кстати, уже писали про «стробистскую» фотостудию со вспышками Metz. Но сегодня нашей темой являются не импульсные, а светодиодные приборы. Так вот, именно хорошей родословной этот прибор, на мой взгляд, заметно выигрывает у многочисленных конкурентов.

Сам Mecalight LED-480 сделан из приятного на ощупь пластика и обладает рядом продуманных конструктивных находок. Главная, безусловно, заключается в наличии четырёх магнитиков по углам корпуса спереди. В комплект входят матовый рассеиватель-диффузор, равномерно смягчающий свет, и жёлто-оранжевый конверсионный фильтр, понижающий световую температуру до соответствующей лампам накаливания — чтобы эффективнее использовать прибор как источник дополнительного света в помещениях с искусственным освещением.

Так вот, и фильтр, и рассеиватель удобно и мгновенно надеваются на прибор, прилипая к магнитикам. Прелесть магнитного крепления заключается ещё и в том, что оно позволяет закреплять между рассеивателем и прибором любой другой дополнительный фолиевый (гелевый) фильтр, например, цветной — для создания разнообразных эффектов.

Untitled-2

В комплект входит шарнирный адаптер, позволяющий поставить прибор на камеру через башмак. Встроенные штативные гайки позволяют ставить его на стойки и всевозможные другие опоры, кронштейны и т.п. Кроме того, если в хозяйстве имеется маленький 24-диодный прибор Mecalight LED-160, он позволит вам стыковать 480-е в один моноблок увеличенной мощности; имеющиеся у Mecalight LED-480 (как и у промежуточного по мощности прибора Mecalight LED-360) по бокам направляющие плотно вдвигаются в салазки 160-го.

Прибор плавно диммируется (регулировка мощности), 72 светодиода обеспечивают максимальную освещённость 480 люкс. На первый взгляд это может показаться недостаточной мощностью, но в нашем случае мы без проблем сможем работать на выдержках от двух до трёх секунд, ведь камера будет установлена на штатив, а предметы съёмки будут неподвижны.

Untitled-2777

На мой взгляд, самой важной характеристикой нашего прибора следует признать постоянство цветовой температуры — 5600 К (дневной свет) на всех выдаваемых мощностях.

Untitled-28765

И ещё один важный момент: Mecalight LED-480 питается от четырёх пальчиковых батареек АА или аккумуляторов, которых хватает примерно на час работы. С одной стороны, это большой плюс в мобильности, но в студии 60 минут — это не ресурс. Вывод прост: для студийной работы, если это не эпизодические съёмки, приборы нужно будет самостоятельно укомплектовать блоками питания. Вот только с какими характеристиками? Конкретных наименований инструкция не приводит, ограничиваясь общими рекомендациями: напряжение от 4,9 до 12 вольт при силе тока не менее 1 А.

Каждый такой прибор можно купить за 3900 р., то есть четыре обойдутся в 15 600 рублей, и это вполне вписывается в бюджет моего эксперимента, так как оставляет возможность в выбранных рамках приобрести ещё необходимое для работы оборудование.

Дополнительное оборудование

В дополнение к приборам в студии понадобятся четыре стойки под свет, что-то заменяющее журавль (так как он дорогой), гибкий держатель для возможности легко расположить осветительный приборы в любом месте локации и лайт-куб для каталожной съёмки «под обтравку». Теперь обо всём по порядку:

♦ Стойки: можно приобрести любые недорогие стойки для света стоимостью не выше 1000 р. Как правило, они рассчитаны на приборы весом до двух килограммов и нам вполне подходят.

♦ Журавль: Metz Mecalight LED-480 весит с батарейками всего граммов 300, и дорогой журавль нам не понадобится. Его проще всего заменить шарнирным держателем на 1,5 кг, который стоит 1000 р.

Untitled-2555

♦ Гибкий держатель длиной 50 см и диаметром 10—12 мм обойдётся ещё в 1000 р.

♦ Лайт-куб рекомендую купить недорогой, но со стороной 90 см. Он не сильно громоздкий, и в нём можно снимать предметы размером до 40 см по любой стороне. Такое приобретение разорит наш бюджет ещё на 2500 р.

♦ Четыре качественных блока питания обойдутся в 3200 р. если считать каждый по 800 р. Именно столько стоил подходящий универсальный блок Robiton EN1500S (со сменными штекерами, один из которых чудесно подошёл к гнезду в приборе) в «магазине за углом». Если поискать, то найти такие блоки можно будет и подешевле, хотя и вряд ли меньше 600 рублей за шуку.

Итого: бюджет нашей студии составил 27300 рублей.

Проведём испытание

Перед началом съёмки я испытал нашу студию на предмет работоспособности. Лёгкие приборы без проблем держатся на стойках, легко перемещаются и плавно диммируются. Остаётся проверить качество света, ибо это и есть самый главный параметр.

Производитель заявляет, что приборы Mecalight LED-480 поддерживают постоянную цветовую температуру, равную 5600 К, что соответствует температуре дневного света. Нужно в этом убедиться, а заодно проверить, как изменяется этот параметр на разных мощностях. Для этого я осветил серую карту примерно 1/4, 1/2 и полной мощностью.

19.05.14_Metz_1299

19.05.14_Metz_1297

19.05.14_Metz_1295

Результат, честно скажу, порадовал. При измерении в RAW-конвертере я получил цветовую температуру 5450 K, и это очень не плохо. Но больше всего порадовала её стабильность: разница на максимальной и минимальной мощности составила всего 100 К. Такими показателями, как ни странно, не может похвастаться ни один импульсный моноблок.

После этого я проверил равномерность цветовой температуры по всему освещаемому прибором полю, для этого посветил на белый фон и включил в кадр весь луч.

19.05.14_Metz_1289

Чуда не произошло: на картинке очевидно «потепление» на краях светового пятна. Поговорив с коллегами, получил информацию, что этой болезнью страдают все светодиодные приборы, даже самые топовые. Ничего страшного: если об этом знать заранее, то можно избегать попадания краёв светового пятна в кадр, а если нужно включить в кадр всё световое пятно полностью, то нужно фильтром изменить его цвет на синий или жёлтый, что тоже возможно. Обязательно попробую при съёмке, к которой и собираюсь перейти прямо сейчас.

Практика съёмки

Работать с постоянным светом при съёмке неподвижных предметов очень удобно, если есть возможность соблюсти два условия: первое — нужна любая фотокамера, но с поддержкой режима лайв-вью, и тёмная студия без дневного и любого другого света.

Камера с лайв-вью даёт возможность сразу видеть световой рисунок, а темнота в студии не перебивает свет от приборов. Далее я постараюсь подробно описать свои действия при съёмке, а ещё к статье будет приложен видео-отчёт, так как «лучше один раз увидеть».

Сюжет первый

Начать я решил с самого простого и актуального для большинства пользователей способа съёмки, а именно предмета на белом фоне «под обтравку». Для этого установил в лайт-кубе прозрачное стекло на подставках, чтобы оторвать снимаемый предмет от белого фона. Этот способ установки предмета в лайт-куб даёт возможность избегать нежелательных бликов на нижней фронтальной части.

Первый источник света в этой схеме я рекомендую поставить чётко в контр, чтобы он равномерно освещал тыльную сторону куба и обеспечивал ровный белый фон. Далее, для создания объёма нужно поставить боковой свет. В этом случае я ставлю его справа от предмета, так как на флаконе есть прилив на форме, который обязательно нужно выявить светом. Теперь нам нужно поставить заполнение; для этого я ставлю третий прибор с фронта, насколько это возможно, подняв его выше камеры, чтобы он освещал предмет жёстким светом но не отражался в нём. Такой способ установки заполняющего света хорошо выявляет фактуру материала из которого сделан объект. Вот, в общем, и всё, картинка готова. Но поскольку у меня есть ещё один прибор в запасе, я просто кладу его на верх лайт-куба, и он рисует красивый блик на верхней части крышки. Вот теперь всё.

DSCF1595smolFUJIFILM X-T1; XF60mmF2.4 R Macro; 1,0 sec; f/13; ISO 400

Предвидя вопросы типа «А покажите картинки без обработки», иллюстрирую эту статью только JPEG’ами, полученными с камеры, без какого либо вмешательства в графических редакторах и RAW-конвертерах. Так, на мой взгляд, будет честно по отношению к моим читателям.

Сюжет второй

Я подумал, что никак нельзя обойти стороной съёмку обуви, тем более, что с похожим светом можно снимать ещё и такие предметы, как сумки, ремни и другую кожгалантерею, а это достаточно часто встречающийся вид съёмок. Также я решил попробовать смешать белый и жёлтый свет в кадре, чтобы добиться эффекта тёплого и мягкого освещения, а заодно испытать жёлтые фильтры, которыми комплектуются тестируемые приборы.

Ставлю свет на ботинок «крест накрест», контровой и заполнение с фронта с жёлтыми фильтрами, а свет на носок и пятку оставляю белым. Свет на носок рассеиваю с помощью небольшой фрост-панели, остальные источники светят жёстким. Такая комбинация мягкого с жёстким и белого с жёлтым светом даёт возможность получить красивую мягкую картинку с максимально подчёркнутой фактурой предмета съёмки. Уверяю, вашим клиентам, производителям или продавцам обуви, такой свет понравится. Настраивать свет, то есть перемещать приборы и менять их мощность очень удобно, если ваша камера может транслировать картинку лайв-вью на монитор, который можно развернуть в сторону съёмочной площадки или, как в моём случае, на планшет.

DSCF1582smolFUJIFILM X-T1; XF60mmF2.4 R Macro; 1,0 sec; f/11; ISO 200

Сюжет третий

В третьем сюжете, по законам жанра, нужно усложнить задачу по максимуму. Поэтому я выбираю для съёмки предмет из металла и стекла, а именно хромированное настольное зеркало. Ставлю зеркало на чёрное глянцевое стекло в двух метрах от тёмного фона. Справа и слева помещаю два больших рассеивателя так, чтобы они максимально отражались в объекте съёмки. То есть на минимально возможном расстоянии от предмета, только чтобы не влезали в кадр. На рассеивателях с помощью двух приборов создаю градиентную засветку, которая красиво прорисовывает метал и зеркальную поверхность. После этого третьим прибором проецирую на фон луч света, для этого пододвигаю его как можно ближе к фону и свечу сверху в низ.

Для оживления картинки прикрепляю на прибор синий фильтр; кстати, он очень удобно крепится с помощью встроенных магнитных держателей. Остаётся немного поиграть с мощностью приборов, используя лайв-вью, и картинка готова.

DSCF1594smolFUJIFILM X-T1; XF23mmF1.4 R; 1,0 sec; f/6,4; ISO 200

Конечно, немного ретуши этой фотографии не помешает, но я обещал показывать только оригиналы с камеры.

Видео

Выводы по результатам эксперимента

Несмотря на скептические высказывания моих друзей и коллег, мне всё же удалось собрать бюджетную студию для предметной съёмки. Бюджет не превысил стоимость одного импульсного моноблока и составил 27300 рублей.

Далее я взвешенно разберу все плюсы и минусы такой студии, что в ней можно снимать, а что нельзя.

Положительные моменты

  • Бюджет такой студии вполне по силам начинающим профессионалам и даже просто любителям фотографии, решившим попробовать свои силы в «предметке»;
  • Студия получилась очень мобильной, и с ней несложно подъехать на любую съёмку к заказчику;
  • При наличии функции лайв-вью в фотокамере с постоянным светом работать намного удобнее, чем с импульсным;
  • Магнитное крепление допускает использование практически любых фолиевых вильтров, в том числе импровизирванных;
  • При долговременной эксплуатации скорее всего выявятся преимущества в качестве немецкого производителя и его налаженный годами сервис.

Недостатки

Главным недостатком приборов является сравнительно малая мощность. Из этого и вытекают основные особенности их практического использования.

  • Придётся работать на длинных выдержках, в районе 1—3 секунд, но если вы владеете современной камерой, это не должно отрицательно сказаться на качестве картинки;
  • Также из за малой мощности приборов необходимо работать в тёмной студии, что не всегда возможно;
  • Ещё нет возможности снимать любое движение в кадре. Например, задача съёмки наливающейся (или выливающейся) жидкости с таким светом не реализуется;
  • У диммера нет чётко обозначенный позиций (например, 1/2, 1/4 и т.п.), поэтому точно выбирать дробную мощность невозможно;
  • В комплект к желтому явно не хватает синего светофильтра.

Итог

Главным успехом всего мероприятия я считаю, что ответил на вопрос, можно ли создать недорогую студию для предметной фотографии, однозначно положительно: создать такую студию можно. Надеюсь, описанный мной опыт поможет многим любителям фотографии сделать первые шаги в этом направлении.

Всем удачных съёмок и творческих побед. Если возникнут вопросы, смело задавайте их в комментах, постараюсь оперативно ответить.

Автор: Владимир Морозов