Эффективное повышение резкости при обработке портрета

sharp_2

Повышение резкости, пожалуй, одна из самых избитых тем в интернете. Соревноваться с ней по популярности могут только бесчисленные способы превращения фотографии в черно-белую. Достаточно ввести в любой поисковой системе «повышение резкости», как вы сразу найдете детальное описание сотен методов и приемов, не говоря уж о множестве специализированных плагинов и отдельных программ.

В этой небольшой статье я расскажу о двух простых и эффективных способах, которыми пользуюсь сам. Поскольку я специализируюсь на портретной ретуши для глянца и рекламы, то и здесь буду говорить о повышении резкости применительно к обработке портрета. Хотя, безусловно, все сказанное ниже можно применять и при работе с фотографиями других жанров.

Локальное повышение резкости

Как правило, при обработке портрета не требуется повышать резкость по всему изображению. Чтобы фотография казалась зрителю резкой, будет вполне достаточно, если резкими будут выглядеть ключевые детали. В подавляющем большинстве случаев достаточно сделать резкими только глаза (радужку и ресницы), чтобы даже самый мягкий портрет казался, как говорят, «звеняще резким». Реже требуется дополнительно повысить резкость на губах, украшениях, пуговицах на одежде и т.п.

Самый эффективный способ выборочного повышения резкости ретушеры часто называют «High Pass», поскольку он основывается на применении одноименно фильтра в Photoshop. Разберем весь процесс по порядку.

Наш исходный кадр:

Итак, приступим.

1. Дублируем исходный слой (ctrl+j).

2. Выбираем фильтр High Pass в меню Filter => Other



3. Выбираем значение Radius. Это ключевой этап всего процесса, от которого в наибольшей степени будет зависеть конечный результат. Не забудьте увеличить фотографию до 100% и поставить галочку в чекбоксе «Preview». Наша задача – найти минимальное значение, при котором на фотографии появляются те элементы, резкость которых мы хотим увеличить. В данном случае наш крупноплановый портрет имеет разрешение около 12 мегапикселей, и подходящее нам значение Radius будет варьироваться в диапазоне от 1,5 до 2,5 пикселей. Попробуйте несколько раз, и вы быстро научитесь выставлять нужное значение «на глазок».

 

4. Меняем режим наложения слоя на Overlay

5. В меню Image => Adjustments выбираем пункт Brightness/Contrast

6. Повышаем контраст на 50%

7. Закрываем слой, с которым мы производили все эти преобразования, черной маской. Напомню, что для получения черной маски необходимо удерживать alt в момент её создания.


8. Теперь берем белую кисть и убираем маску в тех частях изображения, где требуется повышение резкости. Не забывайте снижать жесткость кисти (параметр hardness), чтобы не оставлять следов её применения. Конечно же, как и всегда при работе с маской, вы можете манипулировать прозрачностью кисти.

В данном случае я пройдусь кисточкой по радужной оболочке глаза и линии роста ресниц. После чего, уменьшив размер кисти, аккуратно проведу ей по каждой ресничке. Затем, уменьшив прозрачность до 50%, я проводу кистью по верхнему веку. И, наконец, совсем немного (прозрачность процентов 30%) подниму резкость на бровях и губах. Думаю, этого будет достаточно.

Помните, что наиболее резкие места на фотографии всегда притягивают взгляд зрителя. Некоторые фотографы используют данный эффект чтобы привлечь внимание к наиболее важным элементам снимка. Или, к примеру, выделить наиболее важного человека в группе.

9. Закончив работу над маской, вы можете поэкспериментировать с прозрачностью слоя, если эффект кажется вам чрезмерным.



Если же, напротив, эффект повышения оказался недостаточно выраженным, просто продублируйте верхний слой (ctrl+j).


10. Работа завершена. Сливаем слои (ctrl+e) и наслаждаемся результатом.

Деликатное повышение резкости портрета

Второй способ позволяет деликатно повысить резкость по всей площади фотографии, с учетом того, что большую её часть занимает изображение человека. Чаще всего я использую данный метод при предпечатной подготовке.

Исходный кадр:

Для повышения резкости мы будем использовать самый популярный шарп-фильтр Photoshop – Unsharp Mask. Однако применять её мы будем не ко всей фотографии, а к отдельным каналам.

Рассмотрим последовательность по порядку:

1. Дублируем слой с исходным изображением (ctrl+j).

2. В окне Channels выбираем красный (Red) канал.

3. В меню Filter => Sharpen выбираем фильтр Unsharp Mask

4. Подбираем значение параметров Amount и Radius.

Суть описываемого метода заключается в том, что при обработке портрета в красном канале мы не должны увеличивать резкость мелких деталей, поскольку именно в красном канале находятся все дефекты кожи, которые не следует усиливать. Поэтому в данном пункте мы выставляем очень большое значение Radius и очень малое значение Amount.

На фотографию при этом лучше смотреть не в 100% масштабе, а в режиме «fit to screen», то есть видя всю фотографию целиком (не забудьте чекбокс «preview»).

В данном случае я остановлюсь на значениях amount = 15 и radius = 50. При таком или близком соотношении этих параметров вы увидите на фотографии общее повышение контраста. Руководствуйтесь своим вкусом.

5. Теперь в окне Channels мы переключаемся на зеленый (Green) канал.

6. Снова открываем фильтр Unsharp Mask в меню Filter => Sharpen (см. пункт 3).

7. Как вы уже догадались, снова подбираем значение параметров Amount и Radius. Только если при работе с красным каналом мы выставляли очень большой radius и минимальный amount, то теперь, в зеленом канале, всё будет наоборот – большое значение amount при минимальном радиусе.

Смысл данного действия в том, что в зеленом канале, как правило, отсутствуют элементы фактуры кожи, усиления которых мы так старательно избегаем. Поэтому именно в зеленом канале мы можем повысить резкость мелких деталей изображения.

Конечно же, фотографию при этом лучше видеть в масштабе 100% (и снова не забываем про галочку «preview»). Повышайте параметры до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Только не забывайте о чувстве меры. Для нашей фотографии я поставил значения amount = 100 и radius = 1,5.

8. Включаем все слои, кликнув на RGB в окне Channels.

9. С резкостью мы закончили. Однако манипуляции с отдельными цветовыми каналами привели к тому, что исходные цвета фотографии немного «уплыли». Теперь нам нужно вернуть цвет, для чего мы просто выбираем для верхнего слоя режим наложения Luminosity.

В этом режиме яркостная составляющая активного слоя будет наложена на лежащее внизу изображение. Проще говоря, вся наша текстура с повышенной резкостью будет взята из верхнего слоя, и нетронутые цвета – из нижнего, исходного.

10. Ну, вот и всё, остается лишь слить слои (ctrl+e).

Картинка кликабельна
sharp_18_compare

P.S.

Вы можете скачать архив с PSD-файлами разобранными в статье.
Удачных вам экспериментов!

  • Gevorg Papikyan

    Закончился срок хранения файла. Файл удален с сервиса.

  • ElenaSeychelles

    Спасибо за ценную информацию. Ваш второй способ позволил взглянуть на рутинную операцию под другим углом.

  • R U focused?

    Чем не устраивает раздел шарпинга в конвертере? Так охота поковыряться в фотошопе экшеном или вручную?

  • Сергей

    Вопрос что значит “берем белую кисть”. Где ее взять то?)

    • Kirill

      В любом строительном магазине!

  • fusio

    Добрый день! А какая это редакция Photoshop? Не пойму, что за программа.

    • Kirill

      Это CS6. На момент написания статьи это была последняя версия.

  • Александр

    Огромное спасибо за Ваш труд. Очень очень замечательные и полезные уроки. Здоровья, процветания и творческих успехов Вам!

  • Котов Игорь

    Каждый имеет свои инструменты, но я всегда с любопытством читаю статьи других фотографов и ретушеров, по-новому иной раз смотрю на свою работу. Спасибо!

  • полезная статья, обязательно буду применять эти способы. Скорее первый, мне больше нравится делать акцент именно на глазах.

  • Ivan

    A vi poprobuite sdelatj foto bez obrabotki programami ,vot gde masterstvo ,!!!!!!!!!!!!!!

  • Evgeniy EWill

    Пожалуйста, объясните пункт 7. “Закрываем слой, с которым мы производили все эти преобразования, черной маской.”

    Я не понимаю, как это сделать. Alt+q не помогают (((

    • Kirill

      Q тут совершенно не при чем. Речь идет вовсе не о так называемой быстрой маске, которая создается с помощью Q, а о самой обычной. Просто удерживайте alt в момент клика по кнопочке её создания. Если вам чем-то не угодила клавиша alt, можно создать обычную белую маску, а затем инвертировать её, нажав ctrl(cmd)+i

      • Evgeniy EWill

        Спасибо за ответ.

  • Liruik

    Спасибо, за полезную Статью!!!

  • Марина Грецкая

    хороший урок и результат, смотрела еще хорошие работы http://studioimpress.ru/retusher

  • Спасибо за статью!

  • yorkie_LuxMea

    Интересная статья, попробую применить на практике.

  • Alex Itsucken

    Автору зачет !!!

  • просто и понятно, а главное работает. спасибо

  • Den Shkedov

    огонь!!! спасибо!

  • Евгений Ефимов

    Во втором примере все же стоило взять фото модели с каким-то дефектами кожи, чтобы показать, что шарпинг их не усилит, а то ведь получилось нечестно – кожа на фото идеальная, конечно, никаких дефектов на ней не проявится. Ну это если быть формалистом, а так круто, спасибо!

  • Avoldi

    Расширте ,пожалуйста, пунткты 7 и 8 в первом варианте.Заранее спасибо )))