10 Советов как снять красивый пейзаж

10 Советов как снять красивый пейзаж

Этой публикацией мы открываем новый увлекательный цикл статей “Пейзажная фотосъёмка”, автором которого является очень интересный пейзажный фотограф – Александр Ермолицкий.

Мы привыкли жить в городах, среди бетона и стекла. Многим лишь изредка удаётся вырваться на природу, насладиться чистым воздухом, прозрачной водой и пронзительной тишиной. И поэтому каждое свидание с природой кажется особенным, его хочется запомнить надолго. Пейзажная фотография позволяет сохранить воспоминания о тех редких моментах, помогает мысленно перенестись в любимые места. Но одно дело снимать для себя, а другое – передать атмосферу места людям, которые никогда там не были. Это под силу далеко не каждому. Я попытался обобщить свой опыт в пейзажной съёмке и дать наиболее важные советы начинающим фотографам. Надеюсь, мои советы помогут вам научиться снимать очень красивый, запоминающийся пейзаж.

1. Планируйте поездку заранее

Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, – и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.

2. Изучайте местность

Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).

Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.

3. Пейзаж – это, прежде всего, свет

Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.

Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris (http://photoephemeris.com).

10 Советов как снять красивый пейзаж
Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.

4. Фототехника

Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.

Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.

5. Съёмка с низкого положения

Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.

6. Глубина резкости

В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими – от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Диафрагма f/13 позволила сделать резкой практически всю сцену от камней до гор.

7. Динамический диапазон

Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.

10 Советов как снять красивый пейзаж
ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.

8. Объём

Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия. Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру.

9. Вставайте рано, ложитесь поздно

Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.

10 Советов как снять красивый пейзаж
За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопреставление.

10. Будьте терпеливы

Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра – это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки – если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки

Автор: Александр Ермолицкий.

P.S. Задавайте свои вопросы в комментариях..

  • pika

    а при каких настройка была снята последняя фотография? вроде выдержка короткая что даже ряб на воде видно а диафрагма закрыта потому что все в резкости но в тоже время дд большой и все видно.

    • Олег

      хватит 1/100, f:12-16 и 14-16mm; iso-400

    • Nikon D300, Tamron 17-50/2.8 lens, polarizer, GNDx4 (soft edge), iso200 24mm f/8 1/320…1/50s, panorama from 6 vertical images

    • Роман Парфенов

      это фотошоп 🙂

  • Очень красивые фотографии! Спасибо за полезные советы. Скажите, пожалуйста, какой обработке они подвергались после?

    • Alexandr Ermolitsky

      Спасибо! Разные фотографии обрабатывались по-разному, здесь сложно описать об этом. По обработке будет отдельная статья.

      • Tim-shirokov

        Очень красивые фотографии, у меня пейзажи “плоские”, а тут чудесный объем, и советы конечно тоже. Спасибо Вам, добавили радости=)

  • ruslanstepanov

    Огромное спасибо за статью, действительно очень ценные советы!
    Интересно узнать, на сколько приемлемо/неприемлемо использование HDR в подобных сюжетах? Или все-таки лучше снимать в 1 кадр с применением фильтров, чтобы добиться большей естественности?

    • Alexandr Ermolitsky

      Спасибо! При грамотном использовании HDR позволяет создавать совершенно естественные изображения, поэтому его использование вполне оправдано. Про HDR будет отдельная статья.

      • ruslanstepanov

        Большое спасибо за совет! Буду освоиваться дальше. 🙂

  • Anonymous

    К пункту 8.

    Бинокулярность зрения имеет значение на дистанциях до 10 метров (обычно приводят значения 6-7 метров) и определяется угловой разрешающей способностью глаза и стереобазой (расстоянием между глазами).
    Сцена за пределами этой дистанции воспринимается монокулярно. 

  • Гость

    В конце 9го совета под фотографией ошибка в слове ”
     светопреставление”

  • Slavik Kovtun

    Если честно, то больше интересуют параметры фотографии из пункта номер 3. Или там пару фотографий частей пейзажа, а потом в одну?

    • Alexandr Ermolitsky

      iso100 14мм f/8, вручную склеено три кадра с разной выдержкой (0.2с, 0.4с, 0.8с)

  • Tatiana

    Спасибо огромное,очень полезная статья!

  • Красивые фотографии и интересная статья!

  • Дмитрий

    а как выставить экспозицию, если не планируешь делать хдр?
    закрутить диафрагму до 10 и доверится автоматике камеры?

    • Alexandr Ermolitsky

      Я почти всегда снимаю в ручном режиме (M). Делаю тестовый кадр и смотрю гистограмму, по гистограмме корректирую выдержку, чтобы не было пересветов. Автоматике лучше не доверять.

  • Ilgam

    Александр, а как вы избавляетесь от дисторсии при съемке, например, на фокусное расстояние 12мм ? На полном кадре дисторсия очень заметна…

    • Alexandr Ermolitsky

      Дисторсия может быть заметна только когда в кадре есть идеально ровные линии – как правило, это бывает при съёмке архитектуры/интерьера. При съёмке пейзажа я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда дисторсия была бы заметна.

      Возможно, вы имеете в виду что-то другое, а не дисторсию. Если бы вы привели здесь пример снимка с указанной проблемой, было бы проще понять что именно вы имели в виду.

  • Эти перспективные искажения легко правятся. Вот три простейших способа: http://muph.livejournal.com/305283.html

  • Юрий Зинкович

    Тоже очень понравилась статья. Пусть простая, но заставляет вспомнить то, о чем часто забываешь.
    Если есть возможность – напишите статью про работу в полном манульном режиме.
    Спасибо!

  • andrey

    Добрый вечер. Мне интересно, как вообще получаются такие снимки. В том плане, что они выглядят кристально-чистыми, не замыленными. это склейка нескольких снимков с использованием масок или что ?

  • Dmitry

    Где отражение замылено, там длинная выдержка, т.ч. все так. ))

  • Berenika08

    Спасибо, за все вообще статьи, все понятно, доступно…и очень интересно!!!!!! СПАСИБО!!!!

  • Людмила

    Фотографии ошеломительной красоты! Спасибо, Александр, за возможность увидеть такую красоту! Сама много путешествую, но правильно вы заметили, что в спешке, вероятность снять что – то приличное, очень мала. Скоро еду в Скандинавию и мечтаю снять, пусть немного, но приличные фотографии.Будем в Норвегии, Швеции, Дании всего по два дня придется вообще не ложиться спать, а отсыпаться в автобусе при переездах!  

  • Света

    Отличная статья,спасибо большое!А вы просто фотограф от бога,как говорится 🙂

  • Александр

    Спасибо, здорово.
    Но для меня, новичка, было бы полезно знать на какую технику (аппарат, объектив, экспозиция) были сняты конкретные снимки. Спасибо
    -Аким-

  • Selfie

    Спасибо за статью – очень интересно!
    Если много путешествуете – посмотрите на наш проект – http://www.pashadelic.com – это ресурс для ландшафтных фотографов

  • Хэмстер

    а в пейзажной съемке не столь важен баланс композиции? как, например, на этом http://fototips.ru/wp-content/uploads/2011/12/landscape_09.jpg классном фото =)

  • Пламен Кочев

    Ета проблема очень легко решается в программой Zoner Photo Studio Professional. У нее ест инструмент для вертикалирования вручную для левой и правой искажении. Также у нее ест инструмент коррекции преспективного искажения через квадратной сетке. Если, например, сняли картину в галерее в ракурсе. Способ вертикализации есть и у Adobe Lightroom. Там можно подравнять горизонт, а также и вертикали. У нее есть и буттончик для автоматичного подравнивания по горизонтали и ветикали, которое справляется отлично. Также можно скорригировать бочвообразные искажения.

  • Леонид

    Храм на Курской дуге. Прошу ваших комментариев.

  • Anastassiya Lens

    спасибо, советы действительно хорошие, а фотографии конечно волшебные!