Как это снято: Фотосъемка жидкости в движении

В этой статье я расскажу об одном из способов сфотографировать жидкость в движении, так называемый splash. Фотосъемка жидкости весьма увлекательный и одновременно трудно предсказуемый процесс. Как правило, такие съёмки сильно затягиваются по времени из-за большого количества дублей с длительными техническими перерывами между ними. Однако результат такой съёмки может превзойти все ожидания фотографа и его клиента. Поэтому – игра стоит свеч.

Теория

Давайте рассмотрим физику процесса. Наблюдая за развитием всплеска, можно условно разделить его поведение на три фазы.

  • Первая фаза – высокая скорость и малая выразительность картинки. Для съемки не пригодна.
  • Вторая фаза – скорость жидкости уменьшается и её легко “заморозить”. Картинка самая выигрышная, так как выплеск раскрывается во всей красе.
  • Третья фаза – выплеск проходит кульминацию, скорость практически равна нулю, картинка приемлемая для съемки и характеризуется каплями, летящими вниз.

Фотосъемка жидкости в движении

То есть, вторая фаза наступает за мгновение до того как жидкость достигнет максимальной точки подъема. Именно начиная со второй фазы и до наступления третей фотограф должен поймать картинку.

Фотосъемка жидкости в движении

Профессиональные фотографы для таких съёмок применяют различные методики работы. Для достижения результата необходимо наладить процесс съемки так, чтобы получать в каждом дубле не случайный, а прогнозируемый результат.

С этими методиками я и хочу вас познакомить на примере фотосъемки, выполненной моей студией, для календаря коммуникационного агентства CORE Advertising.

Практика

Ёмкость небольшого объема (1), из которой будет производиться выплеск, мы вставили в ёмкость большого размера (2) для слива выплескивающейся жидкости. Фоном для съемки служит полупрозрачный материал (3), типа матовой кальки.

Два импульсных прибора (4,6), снабженные рассеивателями, были установлены как показано на схеме, что обеспечивало хорошую проработку форм выплесков. Прибор (5), с портретной тарелкой и сотами, создавал на фоне мягкий градиент.

Схема света

В условиях постоянного освещения, динамичные сюжеты необходимо снимать с короткой выдержкой. А в случае работы со студийным импульсным светом, выдержка это и есть длина импульса. Для того, чтобы “заморозить” процесс, необходимо использовать студийный свет с очень коротким импульсом. Как правило приемлемыми характеристиками обладают некоторые студийные генераторные системы и как вариант накамерные вспышки основных производителей.

Самый короткий импульс осветительные приборы выдают на минимальной мощности. С ним и нужно работать. Для достижения достаточной глубины резкости на таком макро плане я советую использовать диафрагмы f/11 – f/22. Если света не достаточно для таких диафрагм, следует поднять ISO.

Вся съёмочная площадка закрывается полиэтиленовой пленкой (на схеме не показана), с вырезанным под объектив окном, образуя форму, напоминающую куб. Окно под объектив закрывается тонким оптическим стеклом (7) для защиты объектива от брызг. Стекло необходимо периодически протирать. Пол в студии также застилается полиэтиленовой пленкой. Все эти меры позволят вам сохранить, от попадания жидкости, используемое оборудование.

Фотосъемка жидкости в движении

Как поймать момент? Я знаю, и практиковал для этого, два способа: первый – ловить момент вручную (возможно при определённом навыке) и второй – использовать датчик движения, который в нужный момент запустит импульс света.

На этой съёмке мы использовали второй метод, с использованием датчика движения. Как он работает? Алгоритм его работы очень прост: фиксируя пролёт предмета в одной и той же точке он синхронизирует вспышки с контролируемой вами задержкой. Таким образом, меняя время задержки, вы подбираете нужную для съёмки фазу всплеска. И всегда попадаете именно в неё.

Последовательность действий

Лучше всего такую съемку проводить с ассистентом. Фотограф работает с камерой, ассистент создает сам всплеск.

  • Выключаете весь свет в студии.
  • Открываете затвор камеры.
  • В емкость (1), с установленной высоты, бросаете предмет (8).
  • Пролет предмета фиксируется датчиком движения (9), и устройство задержки импульса (10) синхронизирует (запускает) от генератора (11) осветительные приборы.
  • Закрываете затвор камеры.
  • Включаете свет в студии

Используя этот метод, становится возможным сделать серию снимков в одной и той же фазе всплеска. Не каждый всплеск в серии получится красивым, но вы легко выберете самый удачный. Далее, изменив задержку, можно переходить к съёмке любой другой фазы всплеска. Преимущество этого метода в ощутимо меньшем количестве брака в каждой серии.

Фотосъемка жидкости в движении

Подбирая различные предметы и бросая их в жидкость, вы сможете создать неповторимые формы всплесков и брызг.

Лучшие фотографии из этой фотосессии вошли в иллюстративный ряд календаря, к которому прекрасно подходит слоган агентства “Мы никогда не повторяемся!”

Творческая группа:
Фотография: фотостудия Владимира Морозова
Арт-директор проекта: Дмитрий Новиков (CORE Advertising).

P.S.

Желаю всем читателям, новых удачных фото-проектов.
Если в описании этого проекта, что то, на ваш взгляд, осталось за кадром, задавайте вопросы в комментариях.

Автор: Владимир Морозов.

Фотосъемка жидкости в движении

Фотосъемка жидкости в движении

Фотосъемка жидкости в движении

Фотосъемка жидкости в движении

Фотосъемка жидкости в движении

Фотосъемка жидкости в движении

  • Gespenst

    Отличная статья! Но хотелось бы выяснить несколько моментов:
    – что за датчик движения использовался при съёмке и как он взаимодействует с синхронизатором??

    • Датчик (это обычный фотоэлемент) замыкает цепь. А устройство задержки импульса, задерживает замыкание на несколько милисекунд. Вспышки срабатывают, когда предмет
      успевает погрузиться в жидкость и создать всплеск. Управляя временем задержки мы, как бы выбираем фазу всплеска.

  • Decide

    Здорово! Спасибо за статью!!! Тока не совсем понятно что это за приботы дополнительные (
    Пролет предмета фиксируется датчиком движения (9), и устройство
    задержки импульса (10) синхронизирует (запускает) от генератора (11)
    осветительные приборы.)   Не совсем понятно!??????))))))

  • Vadim

     Интересно получилось. Есть к чему стремиться.

  • ASU

    Снимки красивые, но статья ни о чем… технические аспекты вообще обощли стороной…

    • Уточните, какие технические аспекты Вам интересны. Камера подойдёт любая, даже любительская. Вспышки с коротким импульсом, около 1/7000, подойдут любые даже Speedlight от Nikon. Про выдержку и диафрагму я кажется написал 🙂

      • ASU

        Хотелось бы более подробно, о самой световой схеме (например есть ли разница в мощности импульса источника 4 и 6, насколько ступеней отличается мошность источника 5). Еще б про генератор немного технических аспектов (какова его функция в данной съемке и хотя бы марку для примера). Вообщем как-то так…

        • У 4 и 6 мощность одинакова. Для 5-го мощность надо подбирать по картинке, так как он светит через матовый рассеиватель. Генератор, только по тому, что генераторный импульсный свет, даёт более короткий импульс чем моноблоки.
          Можно использовать просто вспышки Nikon, у них тоже короткий импульс. Марку света я давать не хочу, дабы это не рекламная статья.

  • Виталий

    Вот и я про датчик движения, объединённый с устройством задержки импульса, хочу подробнее спросить. Как такая штука называется по-английски, и кто их выпускает? Я бы купил, но не знаю, куда ткнуться. У Вас, как я понял, самодельный, поскольку безымянный.

    • Мы в студии ещё в конце девяностых практиковали такие съёмки, снимали рекламу для джина Gordon’s. Обходились без всяких датчиков и снимали на плёнку. Результат только после проявки можно оценить:) 
      Потом из Кёльна с фотовыставки, хороший знакомый привёз нам такое вот устройство. Да, Вы правы, это практически кустарное производство. Бренда нет.

      • Виталий

        Спасибо.

    • Igor Bljahhin

      Например CameraAxe или TriggerTrap.

  • Если бы Вы описали как сделать подобные фотографии с максимум 2-мя источниками света, при отсутствии студии, ассистента, без всяких датчиков движения, устройств задержки импульса и прочей тех. дребедени, тады да))). Кстати, откуда ассистент бросает предмет, если все закрыто пленкой)))?? Как настраивать фокус, если заранее неизвестно где произойдет всплеск? “Ёмкость небольшого объема” – это сколько? У меня есть маленький аквариум, литров на 20, его будет достаточно?

    • Подобные фотографии можно делать с одним источником света. Вот пример на сайте нашей студии –

      http://vladimirmorozov.ru/portfolio/splash/

      Если жидкость прозрачная источники (6) и (4) можно не ставить. Достаточно одного контрового света.
      Чтобы бросить предмет, в полиэтилене можно вырезать отверстие.
      Фокус настраивается в мануальном режиме. На то место где происходит всплеск, устанавливается любой предмет по которому легко навестись.
      Ёмкость можно взять гораздо меньше, около 1 литра. Упавший предмет должен, от части, выполнять роль поршня, выталкивая жидкость из ёмкости.

      • Прозрачную жидкость не хочется, хочется именно цветную))). Какой предмет бросать, можно уточнить? Резиновый мячик подойдет? А то я не могу сообразить что еще можно бросить без риска разбить сосуд. Чтобы попасть в небольшую емкость с определенного расстояния помощник должен быть снайпером, не иначе))). И как можно(если можно конечно) посмотреть exif Вашего фото.

        • Резиновый мячик подойдёт. 
          Снайпер Вам не нужен. Закрепите над ёмкостью трубку подходящую по размеру к мячику и бросайте через неё. 
          Трубку нужно установить точно над серединой ёмкости, для этого используйте, такой простейший прибор, как отвес. 
          Exif мой вам не поможет, я снимал карданом с цифровым задником, внём ничего не прописано.
          Поверьте на слово: объектив 120 мм макро, диафрагма f22, выдержка от руки секунды 3-4.

        • Диана

          Я снимала дома на кухне в раковине))) http://vkontakte.ru/photo67274805_163159476
          Фон царапанное оргстекло, в стакане молоко, кидала кубик льда.

    • Dmitry Mirazimov

      С одним источником света можно управиться легко, если грамотно расставить отражатели и свет в целом.

  • Ripley

    Интересная статья. Датчик движения это те которые используются в уличном освещении? А фокусировали камеру примерно в какую точку: на плоскости стакана(1) или как то по другому?

    • Этот датчик, скорее работает как “фото финиш”, срабатывает, когда предмет пересекает определённую точку.
      Фокусировали по центру стакана и как вариант чуть ближе к камере.

      • Gespenst

        Владимир, конкретную модель датчика не подскажете?

        • Не знаю. Я уже писал выше, прибор был привезён из Кёльна с фотовыставки нашим хорошим знакомым. Сделан довольно кустарно.
          Я думаю, что то подобное сможет сконструировать продвинутый радиолюбитель. В любом случае это будет дешевле в разы.

  • Ignatiev Daniel

    такого же эффекта заморозки можно получить и при 1200! не так ли?

  • Рус Килинбаев

    Датчик движения есть в неофициальных прошивках Кэнона. Как вариант они подходят, правда приходится некоторое время пошаманить с настройкой…

  • Сергей

    Нужно признать, что вы нашли весьма изящное решение для поставленной задачи с помощью датчика движения и последующим синхронизированным импульсом.
    У меня такой вопрос – что за жидкость вы использовали и чем был обусловлен выбор?
    Думаю, интересные кадры можно получить меняя не только освещение и настройки оборудования, но и, например, плотность жидкости, фактуру, цвет, степень прозрачности и т.п. В общем, простор для эксперементов.

    • Да, конечно, для таких съёмок, можно использовать любые по цвету и консистенции жидкости. 
      Мне приходилось снимать даже кефир.На мой взгляд, интересней картинка получается с цветными и одновременно прозрачными жидкостями.В данном случае, снимали простую подкрашенную воду.

  • Александр Макаров

    Супер !
    Давно пытаюсь фотографировать подобное и в частности капли жидкости при соприкосновении с поверхностями,пока мало хороших результатов, Владимир,у меня к Вам вопрос можно ли увеличить “скорострельность” моего Canon 500D какими-то способами, где-то слышал ,что при помощи доп.батарейного блока это осуществимо,правда ли это ?

    • Alexandrm

      Батарейный блок даст Вам только лучший ухват и большее количество снимков (конечно если Вы в него поставите дополнительный аккумулятор)))

  • Dmitry Mirazimov

    Снимается легко. – вот примеры фото , сделанные в авто гараже при почти полной темноте – http://mirazimov.com/galleries/wather/ – все вснимки сделаны с 1-й вспышкой Yongnuo SL YN468, Canon Rebel T2i,  и ринг лайт (чтобы приеливаться пипеткой и прочими мелочами кидаемыми в воду) 
    Настройки камеры:
    Режим-М
    ISO – 100
    Выдержка -1/200
    Диафрагма – f18
    Вспышка ETTL – +1 2/3
    Затвор спускал одной рукой, второй кидал предметы в воду. 
    Всем удачи!

  • Dmitry Mirazimov

    В продолжении темы. вот примеры свежих фото сделанных с одной вспышкой – http://mirazimov.com/galleries/high-speed-photo/ первые 7 фото.
    Вспышка Canon SL 430 EXII /
    Canon 100mm – при съемке F18 shutter speed 1/120
    Canon 6D
    Отражающий фон напротив вспышки – простой кусок белого картона размера 50х40. Это чтобы свет дал подсветку противоположной стороне всплесков.
    Руками бросал предметы в стакан. Из 10 фото 2-3 получались с нужным результатом. Потому что руками наугад попадал. С прибором легче конечно.
    Всем успехов!