Основы работы со вспышкой на репортаже

Как работать со вспышкой на репортаже? Пожалуй, это самый частый вопрос, который мне задают люди, интересующиеся репортажной съемкой.

С построением кадра все более-менее понятно — законы композиции едины для всех жанров, а правильную экспозицию можно выставить просто эксперементальным путем.

А вот со вспышкой все несколько сложнее — начинающим фотографам не понятно, какие настройки выставить на вспышке и в каком режиме снимать.

Как раз об этом мы поговорим сегодня — о работе со вспышкой на репортажной съемке.

Многие начинающие фотографы вообще не используют вспышку на репортаже. Просто потому, что они не понимают, как с ней работать. Ведь намного проще использовать только естественное освещение.

Скажу сразу: вспышка на репортаже — штука необходимая. Так же, как без камеры и оптики, без вспышки репортажный фотограф просто не сможет качественно провести съемку.

В посте “Как выбрать вспышку” мы уже писали об основах выбора вспышки, а в моей прошлой статье “Оборудование репортажного фотографа” я рассказал об аксессуарах для вспышки. Если вам интересно узнать про софт-боксы, отражатели, бустеры и стробофреймы — вам туда.

Сегодня мы поговорим именно о практическом использовании вспышки на репортаже.

На съемке

Итак, вы приехали на мероприятие, до мероприятия еще полчаса, есть время “пристреляться”.

Для начала разберемся с режимами работы вспышки.

На репортаже, как правило, используется два режима :

TTL

У Никона TTL система называется i-TTL, у Кэнона e-TTL.

Суть одна — камера сама выставляет мощность вспышки, исходя из анализа освещенности кадра. Практически универсальный режим, подходящий для большинства съемочных ситуаций.

Ее главный минус — если в кадре много белого или черного цвета, вспышка может выдать слишком слабый или чрезмерно сильный пых. Но это связано не с работой вспышки, а со сложностью анализа кадра.

Решается эта проблема ручным корректированием работы TTL вспышки.

С опытом вы будете уже заранее предвидеть ситуации, когда необходимо в ручную изменить мощность вспышки.

В кадре 4 мужчины в черных фраках?

Смело ставим мощность вспышки на ступень-полторы меньше.

Ведь камера воспринимает обилие черного цвета в кадре как “темноту” картинки и дает более мощный пых, полностью высвечивая черные фраки и страшно пережигая лица людей.

Аналогично с группой девушек в белых платьях или человеком на фоне белой стены в светлой одежде — вспышка в TTL режиме будет давать более слабый пых, чем обычно, поэтому полступени-ступень мощности можно смело “задрать”

Всем начинающим фотографам я рекомендую первое время снимать только в TTL режиме — будет меньше “косяков”. А как начнете чувствовать себя более уверенно на съемке — начинайте экспериментировать с другими режимами.

Ручной режим

Работа в ручном режиме (manual) требует определенного опыта в репортажной съемке и хорошего чувства кадра.

Среди моих друзей-репортажников есть фотографы, которые постоянно снимают со вспышкой в ручном режиме, но, на мой взгляд, с “ручником” стоит работать лишь в некоторых ситуациях.

Прежде всего ручной режим удобен для съемки в “статичных” условиях. Типичный пример — фотосъемка конференций: все объекты съемки сидят на одних и тех же местах, практически неподвижно, условия освещения не меняются, и можно спокойно выставить мощность вспышки в ручном режиме.

Очень часто в manual режиме работают фотографы, которые держат вспышку в руке “на выносе” (об этом чуть ниже). Когда фотограф держит пыху в руке, условия по сути так же неизменны, и можно спокойно работать на ручных настройках.

Но начинающим фотографам я бы не советовал на ответственных съемках переключаться в manual. На репортаже самое главное — не упустить хороший кадр, а работая в ручном режиме, без опыта съемок очень просто “запороть” фотографию.

С режимами съемки разобрались, но это только полдела. Самое главное в работе со вспышкой — получить красивое освещение в кадре.

Почему, снимая на мыльницу, получаются такие ужасно скучные, плоские кадры?

Все очень просто — вспышка работает “в лоб”. То есть свет от вспышки светит прямо на людей в кадре и как результат — нет “светового рисунка” и объемной картинки, а лишь убогий плоский свет.

Поэтому главное правило съемки со вспышкой — работайте с отраженным светом.

Направьте вспышку в потолок или на стену — пусть свет отразится от нее и “ляжет” на людей в кадре.

Объемный свет — залог хорошего репортажного кадра

Вы сразу заметите, насколько кадр становиться интереснее с отраженным светом.

Что делать, когда отражаться не от чего?

Есть два варианта:

1) Пыхать “в лоб”, а потом добавить жизни в кадр обработкой (особенно хорошо помогают инструменты типа Shadow/Highlights). Но это ужасный выход из ситуации, так как свет в любом случае будет плоский.

2) Снимать “на выносе”. Многие фотографы пользуются этим приемом: надевают большой софт-бокс или “лопух” на вспышку, подключают к камере синхрокабелем и держат на вытянутой руке сверху-слева. Таким образом они сами ставят свет на объекты съемки.

У этого способа есть один главный минус — действительно хорошо он работает только для крупных планов, групповой портрет таким образом освещать большого смысла нет.

Как я уже писал в статье про аксессуары для вспышек, все “банки фонга”, лопухи и прочие отражатели с рассеивателями могут помочь в помещении, но ждать от них чуда точно не стоит.

Со съемкой в помещении разобрались: если возможно — работаем вспышкой на отражение, плохие условия — лупим “в упор” или берем вспышку в руку.

Теперь поговорим о том, что делать с пыхой на улице.

На улице

Многие начинающие фотографы уверены, что вспышка на улице вообще не нужна. Это не совсем так. А точнее — совсем не так. Вспышка нужна, просто использовать ее нужно с умом.

По большей части вспышку на улице используют в двух случаях:

1) Чтобы подсветить тени на лицах людей в кадре

На улице “лопухи”, рассеиватели и прочие насадки на вспышку практически бесполезны. Чтобы подсветить тени, можно смело лупить “в лоб”.

2) При съемке против солнца

Съемка против солнца — классический прием использования вспышки на улице.

Поскольку сегодня мы говорим про работу со вспышкой на репортаже, обязательно нужно рассказать о двух вещах: радиосинхронизаторах и цветных фильтрах для вспышек.

Радиосинхронизаторы

Phottix Atlas Professional Wireless Flash Trigger

Подробно о том, что такое радиосинхронизаторы и как они работают, мы уже писали в наших прошлых статьях.

Работа с радиосинхроизаторами — это уже иной, более высокий профессиональный уровень для репортажного фотографа, который требует большего съемочного опыта.

Поэтому сначала просто освойтесь работать со вспышкой на репортажной съемке, “пристреляйтесь” к ручному режиму управления. И только потом стоит задуматься о радиосинхронизаторах.

Как правило на репортаже радиосинхронизация вспышек используется в двух случаях:

1) Когда фотограф держит вспышку в руке “на выносе”.

Phottix Atlas Professional Wireless Flash Trigger

Для такой съемки радиосинхронизация по сути просто альтернатива кабелю “вспышка-камера”. Синхронизация по радиоканалу позволяет обходиться без лишних проводов, что очень удобно.

2) Второй вариант использования — постановка вспышек на съемочной площадке для лучшего освещения кадра.

Типичный пример — съемка конференций или семинаров.

В помещении полный зал зрителей и спикер за трибуной. Хорошо, когда с освещением на площадке все в порядке — можно сделать красивый общий кадр и спикера, и зрительного зала.

Отличный зал с хорошим видео-светом

Если вы работаете с современной площадкой (например Digital October в Москве), где созданы все удобства для работы фотографа, все отлично, беспокоится не о чем.

Но снимая в обычном зале гостиницы, где как раз и проходит большинство корпоративных конференций, фотограф сталкивается с одной проблемой. Вспышка не может равномерно высветить все помещение, а снимать без вспышки не позволяет слабое освещение.

И если вы захотите сделать красивую фотографию спикера и зрительного зала, у вас просто не получится добиться равномерной освещенности кадра — света от вспышки не хватит, чтобы высветить спикера.

Что делают профессиональные фотографы в таких случаях? Используют радиосинхронизаторы!

В зале не было никакого дополнительного освещения сцены, поэтому между спикером и зрительным залом пришлось установить вспышку с радиосинхронизатором.

Фотограф ставит одну всыпшку с радиосинхронизатором рядом со спикером и может спокойно передвигаться по зрительному залу — освещенность спикера в кадре останется неизменной.

Важный момент. Старайтесь расположить вспышку выше зрителей в аудитории. Можно поставить ее на стол, шкаф или в идеале — привезти с собой стойку для вспышки.

Если вспышка будет стоять на полу, спикер и зал будут освещены снизу, а это дает “демонические” тени на лице и плохо смотрится в кадре. Хотя если вы снимаете конференцию сатанистов — все ок.

Но ставить свет на спикера нужно далеко не всегда. Очень часто дополнительные вспышки нужны, чтобы просто высветить само помещение, где происходит мероприятие.

На одной из недавних съемок я специально сделал три очень показательных кадра для этой статьи. Мы снимали конференцию крупной компании, и одно из заседаний проходило в большой, вытянутой комнате.

Вот какой кадр получался, если снимать одной накамерной вспышкой.

Ужасно уныло. Углы комнаты проваливаются в темноту — накамерная вспышка не может высветить все помещение.

Мы добавили еще одну вспышку — поставили ее на стойку в левом углу комнаты.

Стало лучше, но теперь правый угол заметно выпадает в тень.

Добавив третью вспышку, мы получили нужную картинку.

Разумеется, на кадрах для клиента стоек и вспышек не видно — только хорошо освещенная комната.

Небольшое отступление. Многие организаторы зачастую не понимают, почему профессиональный фотограф стоит своих денег и за что он вообще их получает. Именно за такие рабочие моменты.

Профессионал репортажа готов к любой сложной ситуации и знает, как получить хорошие кадры даже в плохих съемочных условиях. У него есть все необходимое оборудование для работы в сложных съемочных условиях и самое главное — он умеет им пользоваться.

Клиент не знает об этом (ему и не обязательно об этом знать), он просто всегда получает качественные и красивые фотографии. В этом и заключается профессионализм фотографа.

Но вернемся к нашей теме.

Еще один вариант использования радиосинхронизации на репортаже — организовать мобильную студию.

Допустим, вы снимаете небольшую вечеринку в ресторане. Найдите уголок с красивым интерьером, поставьте вспышку на стойку и установите красивый рисующий свет.

Пусть вспышка с синхронизатором так и стоит на стойке — ведь основное время вы будете снимать классические репортажные кадры.

Но если гости захотят сделать красивые постановочные фотографии — у вас будут готовы все условия для этого.

Конечно, можно поставить вспышку на стойке в режим светоловушки, но тогда она будет срабатывать каждый раз, когда кто-нибудь из гостей будет снимать своим фотоаппаратом. Работая с радиосинхронизаторами, вы полностью контролируете съемочный процесс.

Цветофильтры

Цветофильтры для вспышки, или как их еще называет цветные гели — незаменимая вещь на репортажной съемке.

По сути это простые цветные пленки. Можно купить специализированные наборы готовых гелев для вспышек, а можно просто купить несколько разных листов цветной пленки и нарезать их прямоугольниками. Эффект будет тот же, но раз в 5 дешевле.

Как правило, гели используются в двух случаях:

1) Чтобы приблизить цветовую температуру света от вспышки к условиям помещения, где проходит съемка.

Как это работает на практике?

Очень просто. Допустим, вы снимаете в зале, где все стены желто-оранжевого цвета, а освещается помещение желтоватыми лампами.

Если вы станете снимать без цветофильтров на вспышке, в кадре весь передний план будет освещен более холодным светом (от вспышки), а весь задний план будет желто-оранжевым.

Дело в том, что поскольку свет от вспышки холоднее цветовой температуры в помещении, вам придется выбирать, по какому свету выставлять баланс белого: или по холодному свету от вспышки (тогда задник будет чрезмерно “теплым”) или по основному освещению в комнате (тогда люди на переднем плане будет синевато-холодными).

Надевая цветофильтр на вспышку, мы примерно уравниваем свет от пыхи с освещением в зале. Единственное, что нам останется сделать — вручную подобрать подходящий баланс белого, как правило это цифра в районе 3000 Кельвинов.

2) Второй случай, когда используют гели — для того чтобы создать цветовой контраст переднего и заднего плана.

Допустим, вы снимаете в скучном (по освещению) помещении, и вам хочется как-то “оживить” картинку. Очень эффективный прием — сделать передний план теплым, а задний холодным.

Не стоит путать этот прием с первым пунктом — там мы боремся с проблемами освещения помещения, которое плохо выглядит в кадре. Создавая контраст “холода/тепла”, мы делаем это осознанно и только в тех условиях, которые позволяют это сделать.

Типичный пример:

Мы проводили съемку для Mersedes в одном из их автосалонов. Хорошее, просторное помещение, но скучное в плане освещения.

Вот что у нас получилось, просто надев оранжевый цветофильтр на вспышку:

Это тестовый кадр со мной на переднем плане и автосалоном на заднем. Как получилась такая картинка?

Для начала мы выставили на камере цветовую температуру в районе 2500-3000 К. Тем самым дневной свет стал синевато-холодным.

Но тогда и передний план должен был “посинеть”. Именно для этого мы и использовали гель на вспышке — на людей в кадре вспышка светила оранжевым светом, но благодаря холодному ББ мы получаем натуральные цвета в кадре.

Как это применимо на репортаже?

Например, вы снимаете днем в зале с большими окнами. Отлично — надеваем гель на вспышку, выставляем “холодный” ББ и вперед — клиент точно будет доволен “необычными” кадрами.

Так же гели частенько используются, чтобы осветить модель цветным освещнием, но это уже отдельный разговор и не про репортаж.

Еще один прием использования гелей для вспышки — добавить скучному освещению зала ярких, цветных красок.

Полгода назад мы с Антоном Мараховским снимали одно корпоративное мероприятие в совершенно унылом (по освещению) помещении.

Чтобы как-то оживить картинку, мы поставили одну вспышку с фиолетовым фильтром в интерьере ресторана, а вторую (с оранжевым гелием) — на музыкальную колонку у сцены.

Таким образом мы добавили красок в освещение зала, а всех артистов на сцене подсветили красивым контровым светом.

И это только часть приемов работы со вспышкой на репортаже, основы, которые необходимо знать для работы на мероприятиях.

Еще одна большая и очень интересная тема — художественная съемка со вспышкой. Но это рассказ для совершенно отдельной статьи.

  • Oleg Ivanenko

    спасибо, за информацию, много полезного в одном месте

    поправьте, пожалуйста, “гелий” и “гелии” на “гель” и “гели”. гелий это химический элемент, в данном случае мы говорим о “gel”

  • Ant0

    Спасибо за статью! Почерпнул полезные идеи!

  • уважаемый Александр! поправьте, пожалуйста, статью.
    гель (от слова gel) употребляется как “гели, гелей, гелем”.

    а слово гелий (гелием, гелии) означает химический элемент, встречающийся обычно в виде газа.

  • DGP

    спасибо за статью.

  • Michael Yakovlev

    С параметрами на вспышке понятно, а фотоаппарат – какие параметры?
     

    • Все зависит от ситуации и объектива, но для ширика обычно ставлю 5.6 диафрагма, 100-160 выдержка, 800-1600 ИСО (смотря какое помещение)

      • Алексей

        Уточнение про параметры фотоаппрата. ИСО 800-1600 это наверное нормально для топовых камер? У меня Canon 450D и я там стараюсь не ставить ИСО выше 400. Я прав? И что, тогда ведь надо уменьшать выдержку и по-возможности открывать диафрагму?

        • Да, при ИСО 400 нужно искать компромисс между диафрагмой и выдержкой. Чтобы глубина резкости была допустимая и без смазывания кадра.

      • Michael Yakovlev

        Режим съемки “мануал”?

  • Aleck

    Пару вопросов по делу:
    1. При съемке с выносной вспышкой на улице часто сталкиваюсь с ограничением на длину выдержки. Света достаточно много (даже в тени), хочется снять портрет на открытых дырках. Выдержки получаются значительно короче чем 1/250, на которой выдержка стабильно синхронизируется с затвором. Теоретически вопрос, конечно, решается ND-фильртром нужной плотности, либо (не уверен что это возможно) использованием быстрой синхронизации, в ущерб мощности пыха. Не сталкивался с таким ограничением? Есть еще какой-то способ аккуратно разрулить ситуацию?

    2. Что за кошерный держатель для гелевого фильтра на пыху? Я как лошара с канцелярскими резинками хожу )))

    • 1. Чтобы вспышка работала на выдержках короче 1/250 она должна переходить в режим стробофрейма, Никоновская SB-900, например, это умеет делать сама.
      2. Вы о каком держателе? Тот что на картинке? Это стандартный никоновский держатель, прилагается к пыхе)

      • Aleck

        > 1. Чтобы вспышка работала на выдержках короче 1/250 она должна
        переходить в режим стробофрейма, Никоновская SB-900, например, это умеет
        делать сама.

        Режим стробофрейма, это имеется в виду, работы вспышки с синхронизацией по кабелю?

        > 2. Вы о каком держателе? Тот что на картинке? Это стандартный никоновский держатель, прилагается к пыхе)

        Блин! Ну почему у Никона все как у людей? Тебе и бленды и держатели для геля, и вообще, как-то по мелочам продумано… завидую )

        • Сорри, вчера писал коммент после сложной съемки – опечатался)) 

          Стробофрейм это не про то)

          Вспышка переходит в режим режим высокосоростной синхронизации, у Никона это называется Auto FP 

          Вот хороший ролик о том, как это работает – http://www.youtube.com/watch?v=Sqf3TM-WGTE

          Насчет держателей, могу порекомендовать такую вешь – http://www.foto.ru/honl_photo_honl-filter3_honl_filter_kit_-_color_effects.html выглядит приятно и использовать удобно 

          Плюс на эту же лепучку можно повесить клевы отражатель http://www.foto.ru/honl_photo_honl-gobo_honl_photo_speed_gobo_bounce_card.html

          • Aleck

            > Вспышка переходит в режим высокосоростной синхронизации, у Никона это называется Auto FP

            У Кэнона тоже есть режим высокоскоростной синхронизации, но он действует только когда вспышка установлена в башмак камеры. При беспроводном управлении вспышками минимальная выдержка остается 1/250.

            А что, SB-900 умеет синхронизироваться на коротких выдержках по воздуху? Или это возможно с фоттиксами, которые обманывают камеру, заставляя думать, что в башмак вставлена вспышка?

          • Alexander_s

            Для дистанционного использования HSS Canona можно:
            1. Купить радиосинхронизаторы поддерживающие этот режим, например: PocketWizard FlexTT5 – для каждой вспышки, на камеру: PocketWizard MiniTT1 или FlexTT5.
            http://www.pocketwizard.com/products/transmitter_receiver/
            Либо радиосинхронизатор Pixel King TR-332
            http://shop.ebay.com/i.html?_kw=pixel&_kw=TR-332

            2. Либо ST-E2 …

            3. Либо командное управление вспышками используя 580EX или 580EX-II

            Статья неплохая…

  • Дмитрий

    Спасибо Александр. Вы один из немногих, которого я с большим удовольствием читаю потому, что Вы делитесь фундаментальными знаниями, а не тем, как обработать “фотку” наложением слоя PhotoFilter. Всегда с нетерпением жду Ваших статей, большая часть которых отправляется в избранное.

  • Дмитрий

    Спасибо Александр. Вы один из немногих, которого я с большим удовольствием читаю потому, что Вы делитесь фундаментальными знаниями, а не тем, как обработать “фотку” наложением слоя PhotoFilter. Всегда с нетерпением жду Ваших статей, большая часть которых отправляется в избранное.

  • Anton

    Чем отличает TTL от TTL BL у Nikon’a?

    • Обычно TTL BL используется как заполняющий свет на улице, когда фон (например небо) ярче, чем объект съемки.

      Но про этот режим я напишу отдельную статью.

  • Anton

    Чем отличает TTL от TTL BL у Nikon’a?

  • Константин

    У вас 2 одинаковых снимка с настройками вспышки: где надо уменьшить мощность вспышки, – у вас стоят +1.3EV , и точно такой же снимок , где надо повысить мощность вспышки…

  • Константин

    У вас 2 одинаковых снимка с настройками вспышки: где надо уменьшить мощность вспышки, – у вас стоят +1.3EV , и точно такой же снимок , где надо повысить мощность вспышки…

  • Вадим Салимгареев

    Спасибо!

  • Dim

    Спасибо большое! очень понравилась статья!

  • спасибо за статью, все очень легко воспринимается!

  • У начинающих работать со вспышкой в репортаже есть ещё одна типичная ошибка, которой в статье, на мой взгляд, не уделили должного внимания. А именно – поставить минимальное ИСО и лупить вспышкой на полной мощности, превращая её в основной источник освещения сцены. Мне кажется, нужно было ещё объяснить как правильно подбирать баланс между окружающим светом и светом от вспышки. Например, сначала без вспышки подобрать такие значения исо, диафрагмы и выдержки, чтобы недодержка была не более -1…-2 стопа. И вот их уже и компенсировать заполняющей вспышкой (это в основном про вариант с одной вспышкой, но, как правило, к тому моменту, когда у фотографа появляться вторая и далее вспышки, он уже и сам разбирается в таких вещах).  

  • Дмитрий

    Разве лопухи софтбоксы на вспышку бесполезны на улице?
    По моему разница очевидна

    • Если вы снимаете макро, то конечно разница будет и на улице очевидна.

      Но, снимая репортаж на улице и используя вспышку для заполнения теней, разницы будет практически незаметна. 

    • Если вы снимаете макро, то конечно разница будет и на улице очевидна.

      Но, снимая репортаж на улице и используя вспышку для заполнения теней, разницы будет практически незаметна. 

  • Виталий

    Купил недавно SB-700, но D5000 не дает делать выдержку при вспышке короче 1/200, можно ли решить данную проблему, подключив пыху через синхрокабель или радио-синхронизатор? Как вообще можно решить такую проблему?

    • Вы установили режим FP на вспышке??

      • Виталий

        В том-то и дело, что на SB-700 высокоскоростная синхронизация включается только автоматически, а на камере D5000 функцию FP почикали, как на бюджетной камере. Вот я и думаю, может есть способы обмануть камеру…

      • Виталий

        В том-то и дело, что на SB-700 высокоскоростная синхронизация включается только автоматически, а на камере D5000 функцию FP почикали, как на бюджетной камере. Вот я и думаю, может есть способы обмануть камеру…

      • Виталий

        В том-то и дело, что на SB-700 высокоскоростная синхронизация включается только автоматически, а на камере D5000 функцию FP почикали, как на бюджетной камере. Вот я и думаю, может есть способы обмануть камеру…

  • спасибо. прочитала и поняла, что я надо использовать вспышки активней. я пять лет фотографирую и всегда стесняюсь света от вспышки. и интерьеры снимаю в собственном свете. наверное, это не правильно. 🙁

  • Timothy Shirokov

    Спасибо, интересно и новичкам, и любителям. Подчерпнул много нового с Вашего сайта.
     Ваш комментарий пр сатанистов – 🙂

  • Dorofeych

    Интересно. Форма подачи информации весьма корректная. По делу, я бы сказал. Почерпнул кое-что любопытное (про освещение банкетного зала в частности). Надо будет попробовать в деле самому.
    Также интересна тема применения вспышки в съемке динамики (скажем,
    бурные свадебные танцы). Когда можно будет прочитать???

    С уважением,
    Сергей Самара
    Сергей Самара.

  • Serdidenko

    Большое спасибо за статью. Искренне благодарен.

  • Nmarinenko

    Добрый день!! Подскажите как решить проблему со вспышкой canon 580ex II – не срабатывает основная вспышка в режиме “ETTL”. В режиме “М” всё работает.

  • Amikhnev

    Спасибо, очень интересно и полезно!!! Удачи!

  • Дарья

    Большое спасибо! очень информативно!

  • Belokrylov

    спасиб за науку, как раз для корпоративов(одно и тоже место) с персиковыми стенами. Оранжевый фильтр на вспышку самое то.  

  • TTL не справляется со сложными ситуациями по освещению. В таких случаях приходится переключаться в ручной режим. Статьи о художественной работе со вспышкой у нас пока нет.

  • Yaroslava G

    Спасибо большое за статью, очень полезно. Но так хочется увидеть информацию на пальцах о том, как работают режимы вспышек. Вы так хорошо описали про приоритет диафрагмы, выдержки на камере, может вы сможете сделать аналогичную статья по вспышкам! Ну , пожалуйста! 🙂 Буду вам очень благодарна!

  • Gw

    спасибо, очень много объяснили

  • Stricoz81

    очень полезная статья

  • Kto_kot

    Спасибо

  • Danochka2001

    офигенная статья, поставлю сайт в закладки, завтра ещё прочту..

  • Спасибо за замечательную статья. Узнала много необходимого.

  • Семен Егоров

    эх я без ttl заказал первыую пыху(((