Выбор камеры и оптики для репортажной съемки

Одна из моих основных специализаций как фотографа — коммерческая репортажная съемка. Про основы коммерческой репортажной фотографии я уже рассказывал в своих прошлых статьях.

Но меня очень часто спрашивают, какое оборудование стоит взять с собой на репортаж? Какой фотоаппарат выбрать для съемки мероприятий? Какие объективы необходимо иметь репортажному фотографу?

Вот об этом мы и поговорим сегодня — о камере и оптике для репортажной съемки.

Камера

Какой фотоаппарат выбрать репортажному фотографу?

Ответ очень прост и зависит исключительно от вашего бюджета.

Дело в том, что по специализации зеркалки делятся на студийные и репортажные только в профессиональном классе камер: D3s и D3x у Никона и различные студийные и репортажные “Марки” у Кэнона. Если финансы позволяют, то Nikon D3s, Canon 1D Mark IV или 5D Mark II (как многофункционал) — идеальные репортажные камеры.

В профессиональной фотографии есть одно неписанное правило — если оборудование окупает себя за 2-3 месяца съемок, значит, вы работаете на “своем уровне”. Конечно, это правило довольно условное, но если тот же Canon 5D Mark II не “отобъется” по деньгам через пару месяцев работы, возможно, вам стоит купить более простую камеру для начала. Те же Canon 7D или Nikon D700 отлично подойдут для съемки репортажа.

Если и 7D/ D700 не вписываются в ваш бюджет — покупайте ту камеру, на которую в данный момент хватает денег, а со временем можно будет и “проапгрейтиться”.

Какие характеристики фотоаппарата особенно важны при съемке репортажа?

  • ISO — это самая важная характеристика репортажной камеры. Чем меньше шумов фотоарпарат выдает на высоких ISO, тем больше у вас простора во время съемки мероприятия. В идеале репортажная камера должна спокойно “держать” ISO 1250-2000
  • “Скорострельность”. Бывают моменты, когда во время съемки мероприятия нужно “молотить” по 5-8 кадров в секунду. И чем больше кадров в секунду может снять ваша камера ( в RAW формате), тем лучше.
  • Автофокус. От “меткости” автофокуса во многом зависит, успеете ли вы сделать удачный кадр или нет. Так же важная характеристика для репортажной камеры — количество зон фокусировки. Например, на моем Никоне D3 их 51 штука. Чем больше зон фокусировки имеет фотоаппарат, тем более точно и на нужный участок кадра вы сможете сфокусироваться.

Пара слов о полнокадровых (full frame) и “кропнутых” фотоаппаратах.
Для съемки репортажа разница между полным кадром и кропом не столь велика, как, скажем, в художественной фотографии. Но важно помнить, что покупая фул-фрейм камеру, после нескольких лет использования кропнутого фотоаппарата, вам, вероятно, придется обновить и комплект оптики. Многие объективы не работают с полным кадром, а те, что работают, заметно изменятся в фокусном расстоянии. Ничего страшного в этом нет, просто нужно быть к этому готовым, переходя с кропа на фул фрейм.

Оптика

Если с покупкой репортажной камеры все довольно просто и понятно, то с выбором объективов для съемки мероприятий дела обстоят несколько сложнее.

В идеале ваша оптика должна покрывать фокусное расстояние 14-200 мм. Таким образом вы сможете сделать удачный кадр в практически любых съемочных условиях.

Существует два пути этого добиться — купить много “фиксов” или несколько зум-объективов.

Ваш комплект фиксов, условно, может выглядеть так:
14 мм + 24 мм + 35 мм + 50 мм + 85 мм + 135 мм + 200 мм

А набор зум-объективов в идеале состоит из такой линейки объективов:
14-24мм + 24-70 мм + 70-200 мм

Сторонники фиксов апеллируют к тому, что оптика с неизменным фокусным расстоянием выдает более резкую и интересную в художественном плане картинку.

Те, кто работает с зум-объективами, уверены, что скорость “переключения” между фокусными расстояниями во время репортажной съемки — важнейшая вещь для фотографа, ведь секунды промедления, которые уйдут на замену одного фикса другим, могут стоить отличного кадра. Еще один важный момент — скорость фокусировки профессиональных зум-объективов, как правило, заметно выше фиксов.

Что тут можно сказать — они все правы. Но у обоих подходов один общий и значительный недостаток — цена. Стоимость комплекта топовых фиксов или топовых зумов может получиться больше стоимости двух профессиональных зеркалок.

Поэтому я могу предложить вам третий путь — работать и на зумах и на фиксах.

Есть два объектива, которые просто необходимо иметь репортажному фотографу — 35мм (или его эквивалент на кропе) и телевик 70-200 мм.

На репортаже 35 мм объективом снимается большинство кадров, а благодаря качеству оптики фикса, картинка будет звонкая и интересная.

Репортаж

Телевик 70-200 мм необходим для случаев, когда съемка ведется с дальнего расстояния.

А также этот объектив совершенно незаменим для съемки портретов гостей мероприятия.

В идеале еще надо бы иметь более широкоугольную линзу типа 20 мм или 24 мм:

С этими двумя-тремя объективами вы сможете чувствовать себя совершенно комфортно на абсолютном большинстве мероприятий.

Но что делать, если вы снимаете “экшн-мероприятие” и нужен быстрый зум-объектив? Или хочется красоты картинки 135мм на открытой “дырке” ?

Все очень просто — возьмите оптику в прокат! Нужен топовый 14-24мм, который сам по себе стоит как неплохая зеркалка? Прокат. Нужен 400мм “дальнобой”? Прокат!

Этим летом я поводил съемку для РЖД в Сочи и 500 мм линза была просто необходима (с такого дальнего расстояния надо было снимать). Вы думаете, я стал покупать такое стекло за 10 000$? Нет, я просто взял оптику в прокат, а счет за нее оплатил клиент. И все довольны.

Брать оборудование в прокат — это совершенно нормальная (и очень разумная) практика.

Теперь пара слов о светосиле оптики. Светосильная оптика — это, конечно, всегда хорошо. Кроме непосредственно своей светосильности такая оптика в большинстве своем дает очень качественную картинку, но и стоит немалых денег.

На мой взгляд, в сумке репортажного фотографа обязательно светисильным должен быть телевик 70-200 мм, чтобы при съемке портретов гостей мероприятия картинка получалась “глубокой”, а боке — красивым. Зум-объективы и просто ширики можно брать и обычные, всё равно большинство репортажных кадров делается на диафрагме 5,6 +/- ступень.

Но если финансы позволяют, светосильная оптика никогда не будет лишней.

Вспышка

С покупкой вспышки для репортажной съемки все намного проще, нежели с выбором оптики или камеры. У каждой компании-производителя линейка вспышек состоит, как правило, из 2-3 моделей — эконом, средний класс и топовая пыха. Соответственно покупайте ту вспышку, на которую хватает денег, но по своему опыту скажу — даже со вспышкой начального уровня можно снимать репортаж. Просто с топовой вспышкой это делать намного комфортнее.

Итог

Думаю, с выбором камеры и оптики для репортажа все понятно — фотоаппарат, который “держит” ISO хотя бы 1000-1250 и 35 мм + 70-200 мм объективы — вот и весь стартовый комплект, с которым можно начинать снимать мероприятия.

Но профессиональные репортажные фотографы используют массу дополнительного оборудования — одних только аксессуаров для работы со вспышкой наберется с десяток различных видов. И именно об отражателях, рассеивателях, бустерах, “стробофреймах”, а также о всем остальном “снаряжении” репортажного фотографа я расскажу в своей следующей статье.

  • Олег

    Ребята ну как это 5д2 “идеальная репортажная камера”. Это идеальная студийная камера и делятся они на эти категории отнюдь не только в топ-про классе. Автофокус у 5д2 вобще убогий а это ой как критично для репортажника.

    Репортажники это D3 и D700 у никона, серия 1D (но не 1Ds), 7D у кэнона.

    • Alexander Nagornyy

      7ка – пулемет, это факт и довольно цепкая

  • Олег

    Идеальная студийная у Кэнона это как раз серия 1Ds и уж точно никак не 5D.

    Пятера универсальный многофункционал, в том числе и как репортажная камера. Я работал с массой репортажников, кто снимает на пятерку.

    1D, конечно, больше заточена под репортаж, но все мои знакомые профессионалы, работающие с Кэноном, отказались от нее из за кроп фактора.

  • Олег

    Вот кстати за это не люблю кэнон – за отсутствие в диапазоне 2-3 килобакса хорошего репортажного фулфрейма – д700 в этом плане как раз в яблочко.

    А 5д2 идеальная студийка – в ней все есть что надо, и цена вменяемая. Конечно 1Дс лучше, но цена 🙂

  • Андрей

    Только прочитал статью и хотел написать своё “ФЕ” по поводу утверждения Mark II в качестве репортажки. Она для студии. Уже опередили… 🙁

  • Андрей

    В российских реалиях большинство фотографов работают в разных жанрах, как на репортаже так и в студии. И камеры им нужны “универсальные”.

    Именно поэтому большинство моих знакомых фотографов репортажников работают со вторым марком – на него можно снимать и в студии и на репортаже и свадьбу снять если надо.

    Да, серия 1D заточена под репортаж. Но в России другая ситуация на рынке фотобизнеса. И универсальные камеры у нас более востребованы “узкопрофильных”.

  • Алексей

    5d mII репортажник? ))) на м2 снимают люди у которых по тем ли иным причинам нет денег на 1d. 5д м2 идеальная студийная, пейзажная или стоковая камера за мало денег, но если на неё снимают много репортажников, это не означает, что она идеальна для репортажей. Просто ничего приемлемого у кэнона до 7d не было, хотя 7-ка кроп. В вашем тексте идёт прямое опровержение “репортажности” пятёрки: скорострельность и АФ у 5д м2 оставляет желать лучшего.

  • Алексей

    Вы говорите о работе в идеальных условиях. Когда фотограф может без проблем позволить себе иметь несколько камер с комплектом объективов под каждую камеру. Когда под съемку в студии он может взять одну камеру, а на репортаж – другую. Когда у него есть оптика и под кроп и под фулфрейм. Тогда – да, репортажная камера у Кэнона – 1Д.

    Но в российских реалиях 5Д м2 – камера, которую используют многие и многие репортажные фотографы. И на то есть масса причин.

  • Алексей

    Мда, касаемо пятёры я при своём мнении лучше останусь, причём судя по комментариям я не одинок в своём мнении.

    Не понял ещё только зачем специально советовать покупать оптику под кроп и под фулфрейм отдельно, если человек купил себе кроп и намерен в дальнейшем переходить на ФФ (а определённо захочет), смысл обзаводиться оптикой для кропов? Чтобы распродавать свой комплект и заново покупать всё для ФФ? Касаемо репортажа хотелось бы добавить, что очень важны ещё погодозащитные свойства оптики и камеры (в идеале), но в вашей статье об этом ни слова, почему-то, ведь репортажи не всегда в идеальных условиях снимаются.

  • Алексей

    Оптика для кропов – вынужденная необходимость.

    Во первых она значительно дешевле. Если у человека кроп-камера, мало кто сможет купить к ней хорошую оптику под ФФ, которая зачастую стоит дороже самих кроповых камер.

    Во вторых кроп меняет назначение оптики. Например никоновский 24-70мм на ФФ стоит своих денег. Но на кропе смысла его брать нет никого – он потеряет всю свою универсальность.

    Насчет погодозащитных свойств камеры и оптики.

    Я не знаю ни одного человека, который выбирал бы камеру или оптику ориентируясь на его погодозащитные свойства. Серьезно.

  • Дмитрий

    Если человек на основании этой статьи будет делать выбор камеры для репорта, то выбрав 5DМ2 будет рожден еще один недовольный камерами Кэнона. 5DМ2 это ж камера для неторопливой работы. Так уж повелось у Кэнона, что репортажные камеры у него на кропнутой матрице. 1D это как раз кэноновский топ для репорта c кропом х1.3. 7D отличная камера для репорта начального проф.уровня. И на сегодняшний день у кэнона камеры пригодные для качественного репорта это 1D mark IV и 7D. расписывать нововведения в автофокусе и причие достоинства не буду, достаточно в почитать их характеристики. И они как раз удовлетворяют требованиям, описанным Вами, Александр. Но думаю Вы не со зла людей в заблуждение ввели, а просто пользуетесь техникой Никон и соответственно его функционал Вам более известен.

  • Дмитрий

    Все, что я пишу в статьях основано на моем личном опыте.

    В репортажном жанре работаю уже более 5-и лет.
    Снимал и снимаю для: телеканала “ТНТ”, “Renault”, “Альфа-Банк”, “Nemiroff”, “Газпром”, “РусАл”, “РЖД”, “L’Occitane”, “Lancome”, “Deutsche Bank”, “Базовый Элемент” и многих-многих других.

    Да, я сам работаю с Никоном, но многие мои друзья-фотографы работают с Кэноном. На крупных мероприятиях, работая в команде фотографов, я общаюсь с большим количеством репортажных фотографов – огромное количество из них снимают на 5D Mk2. И это не просто так. Они не дураки и не живут в темном лесу, где нет информации о 1D.

    Я не спорю, что 1D заточен под репортаж. Но в российских реалиях репортажные фотографы берут вторую пятеру, потому, что кроме репортажа, как правило, будут снимать и в смежных жанрах, где нужна камера уровня пятеры.

    Вообщем не вижу смысла обсуждать эту тему дальше, комменты пошли по второму кругу.

  • Дмитрий

    Александр, наверно имеет смысл разделять репортаж с “говорящими головами”, который по сути неторопливая работа, отделять от репортажа спортивных состязаний. И здесь было бы интересно посмотреть на репортажников с 5ДМ2, которые будут пытаться своим слабым автофокусом поймать движение. И какие могут быть смежные жанры у чистых репортажников? Репортажники художку не снимают, точно так же как и наоборот. Если фотограф распыляется подобным образом, то очень сложно к нему серьезно относиться как к мастеру своего дела.

    • Danmorgan

      полностью поддерживаю!
      у меня 1D MIII для спорта (стадион, бассейн, танцы и пр), гд есть быстрая движуха; 5D – для студии , и то – редко, т.к в 80% случаев у меня “рабочая лошадка” 1D.
      в тех 20% почему беру с собой 5D – когда съемка для души , для себя, или когда не хочется таскать в сумке 3 кг веса)

  • Дмитрий

    В начале статьи можно прочитать, что я занимаюсь коммерческим репортажем и пишу именно о коммерческом репортаже. То есть съемкой мероприятий для частных клиентов, эвент-агентств и компаний.

    Большинство фотографов этой специализации так же занимаются портретной съемкой и работают в других смежных жанрах фотографии. Это происходит от того, что многие клиенты, которые заказывают съемку реопортажа, затем могут заказать и, например, съемку бизнес-портретов сотрудников компании.

    Можно сколько угодно рассуждать о “распылении” специализации, но такова реальность работы фотографа в России.

    Речи о фотожурналистах и спортивных фотографах вообще не идет в этой статье. Так как большинство фотожурналистов работают с редакционной техникой. А статья написана для тех, кто хочется зарабатывать деньги коммерческим репортажем, работая с частными клиентами и используя свою собственную технику.

  • Отличная статья! Познавательно и полезно! Большое спасибо! Те же, кто решил “помериться пиписьками” в отзывах по моему, в первую очередь, испытывают недостаток общения ну или признания.

    • Valery Zubkov

      С Александром все понятно, блинчики пускает по поверхности воды …. 🙂
      и ненапряжно, и для дилетантов эффектно….

  • Артем

    Статью писал человек,который фотографирует себя айфоном в зеркале лифта.
    Если позволяет бабло – бери “единичку” , если нет – то и Д3100 сойдет – смысл статьи в 1-ом предложении 🙂

  • Katerina Ilicheva

    Подскажите, пожалуйста, если снимать выставки, большие павильоны (залы), высокие потолки, средний свет, а то и хуже, ведь нужен светосильный объектив? И лучше открывать диафрагму по максимому, а не f5,6 как указано в статье? Или я что-то не так понимаю?