Первая съемка репортажа

Репортажная съемка

– Что необходимо знать при первой съемке репортажа?
– Какую технику с собой взять?
– Что и как снимать на мероприятии?

Обо всем этом и о многом другом мы поговорим в статье “Первая съемка репортажа”. Сегодня я расскажу обо всех основных вещах, которые должен знать фотограф для успешной съемки репортажа.

Итак, вас пригласили снимать репортаж: корпоративный праздник, музыкальный фестиваль, презентацию или любое другое мероприятие. Для успешной съемки, прежде всего, необходимо правильно подготовиться. Давайте посмотрим, какое оборудование должно быть в фотосумке репортажного фотографа.

Фотосумка фотографа

Репортажная съемка

Объективы

Во время репортажа, фотограф должен быть готов к съемке разноплановых кадров. Сначала надо снимать людей в банкетном зале, а потом – музыкантов на сцене.

Именно поэтому вам необходимы объективы, которые будут покрывать все основные фокусные расстояния. Большинство фотографов для съемки репортажа используют два вида оптики:

  • Широкоугольный объектив (“ширик”)
  • Репортажная съемка

    Именно “ширик” – основной рабочий объектив репортажного фотографа. С таким объективом вы сможете поместить в кадр большое количество снимаемых объектов. А это необходимо при съемке общих планов или, например, групповых портретов.

    35mm – классический широкоугольный объектив для съемки репортажа. Практика показывает, что большинство репортажных кадров делается именно на этом фокусном расстоянии. Также очень удобно использовать зум-объективы, например, 18-70mm. С зум-объективом вы сможете быстро изменять фокусное расстояние, что в условиях репортажной съемки очень важно.

  • Длиннофокусный объектив (“телевик”)
  • Репортажная съемка

    Самый популярный и удобный для репортажа телевик – 70-200mm. Телевик используется, когда вы находитесь далеко от объекта съемки, что нередко случается на репортаже. Также с помощью него можно делать интересные крупноплановые портреты посетителей мероприятия.

Итак, в нашу фотосумку мы кладем 18-70mm и 70-200mm объективы, тем самым мы сможем работать на фокусных расстояниях от 18 до 200 mm. А значит – у нас получиться сделать любой кадр, который нам будет нужен.

Основные характеристики объективов я приводил в отдельной статье.

Вспышка

Репортажная съемка

Вспышка – один из основных рабочих инструментов репортажного фотографа. Зачастую на мероприятиях очень слабое освещение, и дополнительный свет просто необходим. А как выбрать вспышку, вы уже знаете.

Но собираясь на съемку репортажа, надо обязательно учесть несколько важных вещей:

  • Возьмите с собой запасные комплекты батареек для вспышки.
  • На репортажной съемке вы будете делать большое количество кадров, а значит заряд батарей вашей вспышки быстро закончится. Всегда имейте с собой 4-5 запасных комплектов батареек. Лучше, чтобы после мероприятия у вас остались неизрасходованные батареи, чем если батарейки сядут во время съемки и вы не сможете пользоваться вспышкой.

  • Возьмите цветную кальку
  • Цветная калька, или просто небольшая пластинка из полупрозрачного пластика – необходимая для некоторых случаев вещь. Дело в том, что иногда нужно окрасить свет от вспышки. Например, когда вам нужно сделать свет вспышки более “теплым”. Для этого достаточно просто наклеить оранжевую пластинку на вспышку – и вы получите более теплые цвета.

  • Отражатели и рассеиватели
  • Репортажная съемка
    Свет от вспышки очень жесткий и узконаправленный. Именно для того, чтобы его смягчить и рассеять, существуют отражатели и рассеиватели. Если вы хотите делать действительно качественные фотографии – вам необходимо всегда иметь их с собой на съемке. В ближайшее время я отдельно расскажу об использовании отражателей для вспышек.

Важные мелочи

Собираясь на съемку, важно не забыть о нескольких необходимых вещах:

  • Аккумуляторы и зарядные устройства
  • Кроме комплекта батарей для вспышки, возьмите дополнительный аккумулятор для камеры. Лучше всего иметь с собой и зарядное устройство для камеры и аккумуляторов вспышки.

  • Поляризационный светофильтр
  • Светофильтры – незаменимая вещь в цифровой фотографии. И особенно это верно для поляризационного фильтра. Если мероприятие проходит на открытом воздухе, именно поляризационный фильтр даст вам возможно сделать красивые и очень эффектные кадры.

    Репортажная съемка

  • Флешки
  • Снимать в RAW или JPG – решать, конечно, вам. Но для серьезной репортажной съемки профессионалы используют RAW, так как он дает большие возможности для последующей обработки. К сожалению, плата за эти возможности – большой размер файлов. Поэтому захватите с собой как можно больше памяти. Практика показывает, что на 4-6 часовую репортажную съемку уходит порядка 12-16 Гб памяти.

Собрав нашу фотосумку, мы отправились на мероприятие. Теперь перед нами встает важный вопрос – что именно надо снимать на мероприятии, чтобы клиент остался доволен фотографиями?

Работа на мероприятии

Чтобы снять хороший фоторепортаж, прежде всего нужно понять – для какой цели вы делаете фотографии. Понятно, что клиент заказывает съемку не просто так, а чтобы в последствии как-то использовать получившиеся фотографии.

Снимая корпоративный праздник, презентацию или любое другое мероприятие – вы должны понимать, куда потом пойдут ваши фотографии и исходя из этого – снимать те кадры, которые нужны заказчику.

Хороший репортажный фотограф, снимая мероприятие, делает фотографии трех типов:

  • Фотографии для внутреннего использования
  • Репортажная съемка

    Снимки для публикации в корпоративном журнале, оформление брошюр и прочих материалов, которые будут использоваться внутри компании. Какие это должны быть фотографии? Это фотографии, которые интересны прежде всего – руководству компании. Вы должны запечатлеть, как веселятся и отдыхают участники мероприятия. Как проходят конкурсы и розыгрыши призов.

  • Фотографии для использования в СМИ
  • Репортажная съемка
    Фотографии с некоторых презентаций или праздников впоследствии публикуются в СМИ. Соответственно, вы должны делать кадры с расчетом на их дальнейшую публикацию в изданиях.
    А именно:

    – Позитивные, радостные люди в кадре, где присутствует логотип или символика компании.
    – Разноплановые кадры с выступлений высшего руководства компании.
    – Кадры, максимально позитивно рассказывающие о мероприятии в целом.

  • Персональные фотографии участников мероприятия
  • Репортажная съемка
    Старайтесь делать и обычные кадры с участниками мероприятия, в стиле “Я и Вася улыбаемся в камеру”. Это банальные кадры, но они очень востребованы. Дело в том, что самим сотрудникам компании или участникам мероприятия действительно интересны те кадры, на которых есть они сами. И именно такие кадры они будут потом выкладывать на “одноклассниках” и “вконтакте”.

Также не забывайте об абстрактных фотографиях – интерьера, столов с едой и пр. Особо увлекаться такими сюжетами не стоит, но небольшое наличие подобных кадров в вашем репортаже необходимо.

Репортажная съемка

Теперь поговорим о нюансах, которые необходимо учесть для успешной съемки мероприятия.

Всегда приезжайте на съемку заранее. Это даст вам возможность ознакомиться с условиями съемочной площадки и “пристреляться” к ним, а так же узнать у организатора план мероприятия. Уточните, какие моменты мероприятия особенно важны для клиента и во время съемки уделите им особое внимание.

Снимая людей на мероприятии, часто можно увидеть, как встречаются старые друзья или знакомые. Обязательно подойдите к ним и предложите сделать снимок – они будут только рады, а вы получите по настоящему позитивный кадр.

Также вас могут попросить сделать групповой портрет.
Репортажная съемка

Самое главное в съемке группового портрета – делать побольше дублей. Когда в кадре одновременно находится много людей, велика вероятность, что один из них моргнет или отвлечется. Поэтому делайте больше дублей, один да точно удастся.

Снимая репортаж, не экономьте на кадрах. Специфика репортажной съемки такова, что в кадре одновременно находится много людей. И может получиться так, что отличная фотография будет испорчена скривившимся лицом человека на заднем плане кадра. Снимать много дублей – самый эффективный (и по сути единственный) способ избежать этого неприятного момента.

При построении кадра – старайтесь сделать так, чтобы в нем присутствовал логотип компании и название мероприятия. Это очень важно, т.к. подобный кадр больше расскажет зрителю о мероприятии. Ведь по сути, задача репортажного фотографа – рассказать в фотографиях, что это было за мероприятие, а так же где, когда и как оно происходило.

Но самое главное правило для успешной работы на мероприятии – улыбайтесь и будьте на позитиве. И тогда люди, которых вы будете снимать, начнут улыбаться вам в ответ.

Репортажная съемка

Итак, теперь вы знаете о работе на мероприятии, но не менее важно знать некоторые технические тонкости съемки репортажа. О них мы и поговорим.

Съемка репортажа

Есть некоторые классические приемы съемки, которые проверены практикой и действительно очень эффективно работают.

Например, съемка на диафрагму 5,6. Это универсальная диафрагма для репортажной съемки. Дело в том, что именно при такой диафрагме глубина резкости достаточная, чтобы человек на переднем плане был полностью в фокусе, а задний план – ушел в приятный глазу расфокус.

Соответственно, если мероприятие проходит на открытом воздухе, вы можете поставить режим приоритета диафрагмы и ваша камера будет автоматически под нее подстраивать выдержку.

Отдельного разговора заслуживает светочувствительность – ISO.

Снимая репортаж, вам часто придется выбирать между высокими ISO (а значит и большим уровнем шумов) или съемкой на более длинных выдержках, чреватыми появлением шевеленки. Также важно помнить, что при обработке вам может потребоваться повысить яркость фотографии, а значит, шумы станут еще более заметными.

Но тем не менее, практика показывает, что лучше все таки поднять ISO, т.к. шевеленку намного сложнее убрать при обработке, в отличии от цифровых шумов. Для работы с шумами существуют специальные программы шумодавы, например, Noise Ninja или Neat Image.

Когда мы отсняли материал и привезли его домой, наступает следующий этап работы – обработка фотографий.

Обработка репортажных фотографий

В чем главная особенность обработки репортажных кадров?

В том, что вы работаете с большим объемом фотографий. Как правило, “на выходе” у фотографа должно получаться 300-600 отобранных хороших фотографий. Количество кадров варьируется в зависимости от продолжительности мероприятия, но в любом случае – вам предстоит обработка большого объема материала.

Чтобы эффективно работать с таким количеством фотографий – необходимо уметь пользоваться пакетной обработкой, то есть обработкой сразу большого количества фотографий. Подробнее о пакетной обработке я расскажу в ближайшее время, так как эта тема действительно заслуживает отдельной статьи.

Также очень важно уделить внимание цветам на фотографии. Ваши фотографии должны быть яркие цвета, сочные и насыщенные.

Репортажная съемка

Такие фотографии сразу привлекают к себе внимание и априори нравятся заказчикам. Если вы снимаете на улице – всегда немного повышайте Saturation (насыщенность) и контраст – это сделает кадр более живым и ярким.

Кроме яркости и насыщенности, очень важно, чтобы ваши фотографии были резкими.

Резкость кадра – одна из тех вещей, которые замечает даже далекий от фотосъемки и фотографии человек. Самая большая проблема при увеличении резкости в том, что вместе с резкостью увеличиваются и шумы на фотографии. Но этого можно избежать, если использовать один очень эффективный прием по пакетному увеличению резкости с помощью actions в Photoshop. Суть этого способа в том, что мы увеличиваем резкость только на светлых участках кадра, не затрагивая теней (где больше всего заметны шумы).

Подробно я описывал этот метод увеличения резкости в предыдущей статье.

И всегда, абсолютно всегда, вместе с фулл-сайзами фотографий я записываю на диск превью размером 700-800 пикселей по длинной стороне. Просматривать их намного быстрее и проще, нежели громоздкие фулл-сайзы, а также их можно сразу послать по почте или выложить на “одноклассники”.

Безусловно, тема репортажной съемки огромна и имеет массу нюансов, о которых не расскажешь в одной статье. И в будущем я обязательно посвящу еще несколько статей этой теме.

Мои другие статьи по репортажной съемке:

“Оборудование репортажного фотографа”
“Выбор камеры и оптики для репортажной съемки”

  • Drobilkin

    Крайне познавательная статья. По репортажке, в отличии от цветочков – бабочек мало информации.

  • Roman

    Кстати очень неплохо и даже в чем-то познавательно. Продолжаем!

  • Сначала, когда начала читать, скептически улыбнулся. Думаю, опять что ли прописные истины пишут… Ан нет, далее все пошло по делу. Помимо технической стороны, важна в репортажке ориентация на клиента. А про это в статье как раз достаточно сказано.
    Вот думаю, на корпоративный Новый год все же поснимать или лучше отметить с коллегами, т.к. и то и то не получится 🙂
    Хотелось бы еще уточнить – универсальная “съемка на диафрагму 5,6” – это при каком фокусном и на каком физическом расстоянии от объекта? Имхо, только после 150 мм ЭФР какое-никакое размытие можно получить на такой дырке.

  • khostik

    5.6 наше все. 🙂

    Про использование 35мм фикса – сомнительно.. бегать устанешь.. 17-40 + 70-200 на мой взгляд идеальная связка 🙂

    Кстати, чего в статье нет, так это особенностей съемки в режиме приоритета диафрагмы со вспышкой.. А это важный момент..

  • Дима

    спасибо, очень интересная статья!

  • Дмитрий

    Про 5,6 имеется ввиду не красивое боке, именно правильный фокус и расфокус. Тоесть главный план стабильно весь в фокусе, задний – в расфокусе. При больших или меньших дырках в фокус или расфокус могут попасть ненужные или наоборот нужные вещи.

    khostik

    Я вот уже больше полугода снимаю репотаж только на 35 + 80-200 . На самом деле быстро привыкаешь к фиксу, зато качество картинки супер:)
    Про приоритет дырки и вспышки нет просто потому, что обо всем не расскажешь. Оставляю это для статьи о работе со вспышкой.

  • Evgeny

    Хорошая статья! Всё по теме. Спасибо, много полезных нюансов уточнил для себя.

  • Спасибо огромное:)
    редка встретишь такие обстоятельные и подробные инструкции “с нуля”, как у Вас

  • Alexey Bass

    отличная статья. спасибо.

  • Артём

    после прочтения кроется вопрос – нужна статья о расценках ( усреднённых ) за репортажи

  • Хотел добавить, что бы достичь “тёплого” эффекта со вспышкой, можно баланс белого выставить на облака(облачно).

  • 2Саша Свет
    Получается, это просто универсальная диафрагма для всех случаев жизни (т.е. для любых фокусных, физических расстояний). Хорошо, запомним… Спасибо!
    П.с. Что-то у вас с уведомлениями проблема. Мне пришло только вчера да и то – пустое. Просто в теме было написано “[FotoTips.ru] Новый комментарий к записи: Первая съемка репортажа”
    2Матвей
    В свое время в каком-то из журналов прочел мнение Максимишина, что лучше снимать именно с установкой “облачно”

  • Sergio

    Как всегда лаконично и доступно. Для начинающего – самое то, что надо! Почерпнул для себя много интересного. С нетерпением ожидаю следующих статей.
    Огромное спасибо за Вашу работу!

  • andrey shee

    добавлю от себя, что одним из лучших репортажных объективов считается 24-105 4L is, который совмещает себя функции ширика и телевика.
    Снимал им юбилей, – очень удобно!
    в качестве альтернативы носки с собой 5 комплектов аккумуляторов предлагаю купить (или арендовать как сделал я)дополнительный блок питания с 8 аккумами к вспышке на пояс. Итого, стоит 12 аккумов емкостью 2700, – вспышка быстрее перезаряжается, и долго живет.
    Исо ставьте 400, так вспышка будет быстрее заряжаться (слабже импульс)

  • Антон

    Если диафрагма 5.6 то можно фикс 35 и не юзать 🙂

  • akbara

    Забавно. 🙂 Если честно, то корпоративный репортаж никогда не ассоциировался у меня с собственно репортажем как жанром — так, реклама методом репортажной съёмки.
    С нетерпением жду статьи об отражателях.

  • Дмитрий

    Понравилась статья. Спасибо.

  • Azarnykh Alexey

    Здравствуйте. У Вас отличные статьи мне как новичку очень все интересно и полезно.
    С недавних пор являюсь счастливым обладателем 70-200, и с давних пор люблю спорт. В будущем очень хотелось бы совместить эти два увлечения в одно, спортивную съемку. Но информации об этом жанре практически нет в интернете. Может уважаемые посетители этого ресурса смогут помочь и рассказать как называется такой жанр, можно ли отнести его в разряд репортажной съемки или это отдельный жанр? И еще вопрос, планируется ли в дальнейшем публикация статей на эту тему? С Уважением, Алексей.

  • Azarnykh Alexey

    Спортивный репортаж это, безусловно, отдельный жанр в фотографии.
    По нему действительно немного материалов в интернете. Это связано с тем, что на уровне хобби снимать репортажи со спортивных мероприятий очень сложно, а зачастую невозможно впринципе. Просто потому, что для доступа к хорошим точкам съемки необходимо иметь аккредитацию журналиста. Поэтому, если вы хотите снимать интересные репортажи со спортивных мероприятий, вам надо пытаться договориться о сотрудничестве с интернет изданием о спорте или со спортивной газетой. Они смогут сделать для вас аккредитацию на мероприятие, а вы снимете для них материал. Конечно, все это возможно только при наличии хотябы небольшого опыта съемки спорта.

    В будущем я обязательно расскажу в одной из своих статей подробно о том, как делать аккредитации в том числе и на спортивные мероприятия.

    О спортивной фотографии мы так же постараемся рассказать, но среди авторов FotoTips на данный момент нет специалистов именно в спортивной съемке. Поэтому такая статья появится у нас на сайте только тогда, когда мы найдем автора, который сможет интересно рассказать о своем опыте съемке спорта. Но надеюсь, что в будущем мы найдем такого человека и статья увидет свет, так как тема спорта действительно интересна.

  • Олег

    “В ближайшее время я отдельно расскажу об использовании отражателей для вспышек. ” Было бы очень занимательно почитать именно о пыхах )

  • Posh

    Спасибо огромное за информацию! Как раз завтра предстоит первый раз попробовать себя в этом жанре на подобном мероприятии…так что статья очень к месту пришлась))

  • Вика

    На днях свадьба сестры – хочу отпробовать свой новый аппарат:) Снимать на профессиональной технике буду впервые, поэтому уже несколько часов подряд читаю Ваши статьи:) Огромное спасибо! Интересно всё!!!

  • TecSyS

    Спасибо! 🙂 Хоть и поверхностно, но статья отличная.

  • Aleksandr

    otlizhnaya stat’ya,skajite,Canon EF 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM podoydyot dlya reportaja ?
    Spasibo !

  • Aleksandr – подходит

  • Денис Жебровский

    Здравствуйте! Очень нравится ваш сайт, так много интересного и полезного узнаёшь! Есть вопрос, не совсем по теме может быть… Как я понял, при съёмке в raw баланс белого можно выставить и при обработке без каких либо потерь в качестве картинки, тогда почему же во всех статьях и книгах так много уделяется внимания ББ при съёмке? Есть подводные камни или просто экономия времени и сил на обработку? Заранее благодарен за ответ!

  • Денис – любая книга исходит из того, что лучше изначально снимать правильно, чем потом долго обрабатывать..

  • Anonymous

    Все, как я, в принцыпе, и делаю=)
    Но всё равно статья хорошая) 

  • Т.Н.В.

    прекрасная статья. бальзам для души начинающего фотографа. спасибо Вам.