Обзор Nikon D600. На пути к общедоступному полному кадру

Сегодня мы представляем вашему вниманию одну из самых интересных зеркалок сезона: анонсированную незадолго до кёльнской Фотокины камеру Nikon D600. Начать испытания в «обстановке, приближенной к боевой», нам удалось на питерской Фотоярмарке (примерно месяцем позже), а завершали мы их уже в Москве.

Общее и особенное

Nikon D600 относится к редкому пока классу полнокадровых зеркалок, рассчитанных на увлечённых фотолюбителей; ещё не так давно полный кадр автоматом переносил большую и увесистую камеру в категорию профессиональных, а цена такой камеры лишь подчёркивала её статус.

При розничной цене около 2000 евро 24-мегапиксельная камера D600 имеет все основания стать бестселлером, будучи заметно дешевле «старшего брата» D800 и при этом находясь в одной ценовой категории с полнокадровой (но 21-мегапиксельной) новинкой главного конкурента — EOS 6D.

Что же касается цены — чуть больше 15 лет назад на прилавках фотомагазинов появилась камера, которую многие считают первым общедоступным цифровым фотоаппаратом. Это была, по нынешним стандартам, «мыльница» Casio QV-10. Поначалу она стоила около тысячи долларов США, потом цена медленно опустилась аж до семисот. Автору-динозавру довелось испытывать и её. Она казалась настоящим прорывом, да во многих аспектах таковой и была. При разрешении 640х480 — то есть VGA, всего-то 0,25 Мпикс.

А сегодня речь идёт о полнофункциональной зеркалке высокого разрешения, которая дороже всего-то раза в два, но лучше и универсальнее на много порядков. А главное — которая не превращает традиционные штатники в портретники! Мечты фотолюбителей с техническим уклоном о доступном полном кадре в 2012 году явно вошли в стадию «сбычи».

Обладая пользовательским интерфейсом, сходным с DX-камерой D7000 и функционалом, приближающим её к D800, новинка с одной стороны является логичным апгрейдом для пользователей DX-камер, таких как та же D7000, а также D5100 и D3200, а с другой — станет полноценной второй камерой в арсенале едва ли не любого профессионала-«никониста». Единственное ограничение, пожалуй, заключается в некоторых особенностях видеосъёмки, о которых мы поговорим в соответствующем месте.

Главные особенности

  • Полнокадровая (FX) КМОП-матрица разрешением 24,3 Мпикс.
  • Серийная съёмка до 5,5 кадров/с
  • Система АФ с 39 точками, в т.ч. 9 крестообразными
  • Рабочий диапазон светочувствительности 100—6400 ISO (расширяется до 50 и 25 600)
  • Съёмка видео в формате Full HD (1080p при 30 кадрах/с)
  • Размеры 141х113х82 мм
  • Вес 760 г (только корпус)

Основные отличия D600 от D800:

  • 24,3 мегапиксела против 36,3 Мпикс.
  • 10,5 мегапикселей в «кроп-режиме» (DX) против 15,3 Мпикс.
  • 39 точек АФ, включая 9 крестообразных, против 51 и 15 соответственно
  • Вдвое меньшая чувствительность АФ (впрочем, отличие 1 EV от 2 заметят не все)
  • Замер экспозиции по 2 килопикселам против 91 килопиксела
  • Отсутствие электронного управления диафрагмой при видеосъёмке
  • Меньше магния в корпусе при значительном использовании поликарбоната
  • USB 2.0 против 3.0
  • + Серийная съёмка 5,5 против 4 кадров/с (в полнокадровом режиме)
  • + 2 карты SD против 1 карты CF и 1 карты SD

Основные отличия D600 от D7000:

  • + Полнокадровая (FX) КМОП-матрица 24,3 Мпикс. против «кропнутой» (DX) КМОП-мартицы 16 Мпикс.
  • + ЖК-экран диагональю 3,2 дюйма против 3 дюймов
  • + Кнопка режима «Live View» как на D800
  • + Гнездо для наушников для контроля звука при видеосъёмке
  • + Запись несжатого видео через интерфейс HDMI
  • Серийная съёмка 5,5 кадров/с против 6

Вообще, если абстрагироваться от деталей, Nikon D600 смотрится и лежит в руках, как обычная зеркалка от Nikon, и это хорошо: тем быстрее пройдёт привыкание у фотографов, уже знакомых с зеркальными камерами этой фирмы. Новинка несколько компактнее, чем появившаяся ранее старшая модель D800, однако уменьшение размера и облегчение веса (850 против 1000 г с батареей и картой памяти) не сказалось на эргономике: «фигуристая», значительно выдающаяся вперёд рукоятка под правую руку обеспечивает удобный и надёжный хват, хотя мизинец при этом может оказаться и без опоры (вряд ли этот эффект коснётся девушек).

Анализируя сведения производителя о конструкции камеры, мы приходим к выводу, что облегчение и уменьшение размеров камеры достигнуто за счёт некоторого компромисса с прочностью и надёжностью: вместо шасси из магниевого сплава, как у D800, в камере D600 из него изготавливаются лишь верхняя и задняя панели корпуса, при значительном применении лёгкого, но чуть менее прочного поликарбоната. Однако при этом утверждается, что по степени защиты от проникновения влаги и пыли эти камеры аналогичны.

D600_MB_Mgbody_2.high

Важной для никонистов со стажем особенностью D600 является наличие встроенного в корпус фокусировочного мотора. Это даёт полную свободу в выборе объектива, благодаря мотору с камерой можно полноценно использовать старые автофокусные объективы с «отвёрточным» приводом, не имеющие встроенного фокусировочного мотора (то есть не относящиеся к современному типу AF-S). Кроме того, для использования совсем старых запасов оптики камера способна «запомнить» (разумеется, под чутким руководством пользователя) до девяти неавтофокусных объективов, не имеющих встроенного процессора. Пожалуй, единственный тип оптики с байонетом F, который на D600 категорически нельзя использовать — это совсем древние объективы, не оснащённые системой диафрагменной автоматики Ai. Такие объективы могут тупо заклиниться в байонете камеры, и для их снятия придётся использовать грубые хирургические методы.

Здесь уместно напомнить, что на кропнутые цифровые зеркалки низшего уровня — «трёхтысячной» и «пятитысячной» серий — такие объективы ставить можно. Разумеется, от этого у пользователя не появится ни автофокуса, ни указания выбранной диафрагмы в видоискателе или на экране не появится. Однако в реальном мире данные особенности довольно-таки замысловатой совместимости фирменной оптики с различными камерами имеют значение разве что для узкого круга совсем уж упёртых энтузиастов оптических характеристик «доброй старой», вручную рассчитанной оптики.

Одной из ключевых особенностей камеры D600 является новая (для зеркалок Nikon) 24-мегапиксельная матрица. Она изготавливается компанией Sony в соответствии с техническим заданием конструкторов Nikon (подобная кооперация — распространённое явление в мире; интересующиеся историей фототехники наверняка помнят, что объективы для первой дальномерки, созданной компанией, которая сейчас называется Canon, выпускались компанией, которая сейчас называется Nikon). Её аналог, по крайней мере с точки зрения разрешения, устанавливается на новой зеркалке с неподвижным зеркалом Sony α99 и весьма своеобразной камере Sony RX1 (камера с полнокадровой матрицей и несменным объективом 35 мм).

D600_Cmos.high

Однако в современном фотоаппаратостроении не только и не столько идентичность (или неидентичность) съёмочных матриц определяет качество конечного снимка; как минимум не меньшее значение имеет работа встроенного в камеру «мозга», графического процессора, обрабатывающего снимаемые с матрицы данные. Как бы то ни было, сравнить результаты съёмки вышеназванными моделями будет явно небезынтересно, и мы обязательно это сделаем.

Стандартный диапазон светочувствительности новой матрицы аналогичен диапазону камеры D800 и простирается от 100 до 6400 ISO, причём его точно так же можно «раздвинуть» на одну ступень «вниз», до 50 ISO, и на две ступени «вверх», до 25 600 ISO.

Органы управления и контроля, интерфейсы

По результатам практических испытаний нужно отметить, что D600 весьма удачно сочетает удобные и разумные функциональные решения как от младших зеркалок, так и от старших. Простейший пример: диск выбора режимов экспонирования встречается и на D7000, и даже на D5100 (хотя и расположен с другой стороны), однако в отличие от младших камер на D600 он «профессионально» фиксируется в выбранном положении, что исключает его случайное переключение (впрочем, представить себе его случайное переключение гораздо сложнее, чем произвольный поворот диска экспокоррекции на беззеркалках Fujifilm X). Кстати, им же выбираются и оба канала памяти «U», в которые фотограф может загнать сочетания предпочитаемых настроек, оптимальные для тех условий и сюжетов, которые лично он использует чаще всего.

В управлении новая камера весьма походит на D800. Единственное, пожалуй, серьёзное отличие от «восьмисотки» — отсутствие отдельной кнопки включения автофокусировки в дополнение к кнопке запоминания. Владельцы же D700, выбирающие сегодня полнокадровую зеркалку, должны будут привыкнуть к наличию клавиши OK вынесена на джойпэде и перемене мест кнопок зумирования фото.

D600_24_85_top_KM.high

Главный орган управления фотокамерой — спусковая кнопка. Её окрестности образуют стандартный для современных камер Nikon «командный пункт». «Воротник» спусковой кнопки включает камеру (и выключает тоже), а при его смещении за позицию «ON» — включает подсветку верхнего информационного ЖК-дисплея. Спереди под спусковой кнопкой — рифлёный передний командный диск. Между дисплеем и спусковой кнопкой — кнопка экспокоррекции и кнопка выбора режима замера экспозиции (выбор коррекции или режима замера требует нажатия на кнопку и вращения командного диска). Самая маленькая кнопочка с красной точкой посередине — так же, как и на камере D800, запускает видеозапись в видеорежиме Live View.

В основании уже упомянутого диска выбора режимов установлено кольцо-«воротник» выбора режимов «протяжки плёнки», которое также фиксируется в выбранной позиции. Набор режимов — стандартный, включающий покадровую съёмку, быструю и медленную серийную съёмку. Следует отметить, что в позиции «Q» — в «тихом» режиме, когда движение зеркала замедляется — камера щёлкает при съёмке заметно тише, чем её более профессиональные собратья D800 и D4.

D600_front.high

Развернём камеру объективом к себе. Справа внизу, под байонетом, имеется переключатель ручной и автоматической фокусировки, по-новому двухпозиционный, как и на D800. Для выбора нужного режима автофокусировки и фокусировочных зон нужно нажать кнопку, имеющуюся в центре рычага-переключателя, и воспользоваться командными дисками. Мнения в редакции относительно преимуществ этого решения разделились: с одной стороны, выбирать покадровую или непрерывную автофокусировку теперь чуть сложнее, с другой — совсем чуть-чуть, зато управление стало логичнее. Как бы то ни было, привычка победит.

Двум кнопкам, расположенным вверху и внизу слева от байонета, можно присваивать различные функции, включая репетир диафрагмы и включение электронного ватерпаса-горизонта. Кстати, он функционирует как на ЖК-экране, так и в видоискателе, но на экране, если только не запущен режим Live View, он похож на настоящий самолётный авиагоризонт! Однако, в отличие от D800, использовать их для изменения диафрагмы при видеосъёмке нельзя.

D600_SLup_front34r_KM.high

Встроенная вспышка открывается и активируется кнопочкой, расположенной справа под её кожухом. Чуть ниже расположена кнопка с буквенным обозначением «ВКТ» — она запускает режим «брэкетинга», то есть экспозиционной вилки. Поскольку D600 — камера больше любительская, вилка составляет только два или три кадра, но поскольку речь идёт о камере Nikon — шаг «зубцов» вилки может выбираться в широких пределах: от 1/3 до 3 ступеней экспозиции (впрочем, как и экспозиционная вилка вспышки). Кстати, экспозиция тоже корректируется в традиционно широких пределах — до ±5 ступеней.

Жидкокристаллический экран, установленный сзади — такой же большой, как и на D800 (3,2 дюйма, 921 000 точек; по плотности пикселей это чуть меньше, чем у новых iPad’ов), и с таким же слоем прозрачного полимера внутри, способствующим повышению контраста и чёткости изображения и минимизирующим внутренние переотражения, что заметно улучшает видимость информации при дневном освещении. Экран показывает чёткую, яркую и красочную картинку, даже в солнечный день, читаемость картинки сохраняется за счёт автоматической настройки яркости дисплея. Причём яркость и красочность иногда выходят боком: вам может показаться, что вы попали в экспозицию, но точно это можно будет понять только посмотрев на гистограмму.

Рецепт отличной видимости при засветке экрана прямым ярким солнечным светом пока не придуман, но для съёмки в таких случаях у зеркалок имеется удобный оптический видоискатель.

D600

Если в одном из режимов съёмки (кроме съёмки с использованием Live View) нажать на расположенную справа внизу кнопку «INFO», экран перейдёт в «информационный режим», отображая всю полноту информации о текущих настройках и установках камеры. Общий стиль подачи информации похож на верхний ЖК-дисплей, но обличается большей подробностью. Интересно, что, в зависимости от окружающей освещённости его яркость и контрастность меняется: при ярком свете он будет «чёрным по белому», в темноте — «серым по чёрному».

Под окном информации появятся два ряда из 10 иконок, при выборе которых можно войти в соответствующее подменю для более глубокой настройки камеры. Так можно настраивать, например, функции «Активный D-Lighting», сверхвысокую светочувствительность, функции кнопок с выбираемыми функциями и др.

И спереди, и сзади камеры имеется по небольшому тёмному окошку — приёмнику управляющих сигналов от инфракрасного пульта дистанционного спуска ML-L3.

D600_24_85_left_1.high

На левом боку камеры (если смотреть со стороны видоискателя и экрана), под тремя откидными резиновыми крышечками, прячутся интерфейсные разъёмы: гнёзда «миниджек» для подключения наушников (очень полезны для контроля звука при видеосъёмке) и внешнего микрофона (тоже полезен для видео), разъём мини-USB (протокол 2.0) и мини-HDMI и, отдельно, под своей маленькой крышечкой — гнездо для подключения кабельного пульта ДУ MC-DC2.

D600_ME1.high

Справа, там, где рукоятка, под надёжно закреплённой пластиковой крышкой расположены слоты для двух карт памяти SD. Ими можно пользоваться абсолютно произвольно: заполнять карты последовательно или одновременно, для вящей сохранности особо ценной съёмки. Можно использовать одну карту для съёмки видео, а другую — для фото, можно на одну записывать RAW’ы, а на другую — JPEG’и.

D600_DoubleSlot_2.high

Такое решение представляется более удобным, нежели у камеры D800, где фотограф, желающий получить аналогичное удобство, вынужден использовать карты памяти двух разных типов — CF и SD.

И, наконец, перейдём на заднюю часть камеры. Здесь нас не ждёт сюрпризов. Как уже отмечено, отличие D800 заключается в отсутствии кнопки «AF-ON», а вот по сравнению с D7000 есть дополнительная кнопка слева от экрана, обеспечивающая быстрый выбор «творческих», цветовых режимов. Расположение кнопки «ISO» (она же — кнопка уменьшения изображения в режиме просмотра) в самом низу кому-то кажется неудобным, однако должен заметить, что при съёмке и управлении камерой «без отрыва» от видоискателя палец левой руки находит эту кнопку безошибочно, позволяя менять чувствительность на бегу.

Справа от экрана расположились удобный отключаемый джойпэд с центральной кнопкой подтверждения и кнопка включения режима «Live View» с «воротником» переключения режимов фото и видео (в видеорежиме часть экрана маскируется в соответствии с форматом видеокадра).

D600_LCD_menu_E1.high

Система меню является плодом эволюционного развития и не вызовет проблем у тех, кто уже знаком с зеркалками Nikon, особенно если речь идёт о «близких» родственниках, таких как D700 или D7000. Вся система меню делится на шесть категорий с постраничным отображением. Меню обладает своей памятью: если вы по какой-то причине выходите из настроек или даже выключаете камеру, при повторном нажатии на кнопку «MENU» вы снова вернётесь в тот раздел и пункт, где прервали своё путешествие. Интересно, пользовательские настройки в своём разделе меню разделены на семь подкатегорий с буквенно-цветовой кодировкой: если вы активно ими пользуетесь, такое решение повышает интуитивность выбора нужных позиций.

Видоискатель

От полнокадровой камеры, даже если она на сегодня считается наиболее доступной, вполне логично ожидать «полнокадрового» же видоискателя, и D600 не обманывает ожиданий. Небольшое уменьшение картинки (которое по загадочной для меня причине испокон веку в спецификациях на фотокамеры всех типов и брендов называется увеличением, только кратность его оказывается меньше единицы) — 0,7х — опять-таки соответствует современным стандартам для полнокадровых камер среднего уровня. Таким могут похвастаться и Nikon D800, и его конкурент — Canon EOS 5D Mark III, да и, кстати сказать, «совсем профессиональный» Nikon D4. Вообще, на топовых профессиональных зеркалках поле видоискателя может быть и побольше, ближе к «натуральной величине», на камерах подешевле, среди которых пока встречаются исключительно кропнутые — и поменьше.

Буквоеды-формалисты, возможно, попробуют уличить меня в невежестве: «Как так, ведь у той же, к примеру, D7000 паспортное увеличение видоискателя 0,94х — почти натуральная величина».

Да, математика — наука точная, безусловно. И требует для сравнения пользоваться сопоставимыми величинами, а «натуральная величина» для кропнутых камер изначально заметно меньше, чем натуральная величина полнокадровых. Поэтому в сопоставимых величинах поле видоискателя «семитысячной» будет даже меньше, чем 0,65х. И это не говоря уже о камере начального уровня D3200, у которой увеличение — 0,78х от кропнутого кадра.

Естественно, чем больше поле видоискателя, тем комфортнее визирование и контроль фокусировки, не говоря уже о ручной фокусировке, если до неё дошло дело. Переход с кропнутой камеры на полнокадровую прежде всего произведёт на вас впечатление не столько повышением качества фотографий (это дело, как всегда, во многом зависит от фотографа), сколько «просветлением» и удобством визирования.

Возвращаясь к D600, отмечу, что визирование видоискатель обеспечивает отличное в самых разных условиях, зоны, по которым произведена автофокусировка, обозначаются чётко и наглядно. Маленькое колёсико справа сверху от окуляра позволяет корректировать оптическую силу, подстраивая видоискатель под зрение. Выноса точки фокуса на 21 мм от линзы окуляра видоискателя лично мне было вполне достаточно для удобного визирования в очках.

Отсутствие возможности смены фокусировочных экранов (камера всё же не позиционируется, как профессиональная, не будем об этом забывать) отчасти компенсируется возможностью включения сетки, облегчающей в некоторых случаях кадрирование и выбор композиции.

Воспроизведение отснятого материала

Для запуска режима воспроизведения нужно нажать на расположенную слева сверху кнопку со стандартным обозначением. Вы сможете выбирать отображаемую при воспроизведении информацию (включая всевозможные съёмочные данные, гистограммы и т.д.), нажимая джойпэд-мультиселектор вверх или вниз, а «листать» сделанные снимки, нажимая его же влево или вправо. Однако, если это для вас почему-то неудобно, «листание» через одну из пользовательских функций можно перевести на командные диски.

Кнопки выбора уровня сжатия («QUAL») и светочувствительности в режиме просмотра превращаются в кнопки управления виртуальным «зумом» — увеличением просматриваемого изображения. Интересно, что при максимальном увеличении становится видна пиксельная структура кадра; польза такой возможности для автора неочевидна, всё-таки 3,2 дюйма по диагонали — это не компьютерный монитор.

Просматривать изображения можно по одному, во весь экран, а можно и «листами контролек» — по четыре или девять изображений. Есть и режим, отображающий 72 изображения, но в этом случае они уменьшаются буквально до размера иконок, и сюжет чаще просто угадывается. Впрочем, при известной сноровке и привычке — довольно точно угадывается.

Единственным недостатком режима просмотра я бы назвал отсутствие возможности одним нажатием какой-либо кнопки увеличить кадр до какого-то среднего значения, чтобы в ходе съёмки быстро проверить точность фокусировки. На камерах более высокого класса такую функцию выполняла кнопка подтверждения в центре джойпэда.

Для переключения между картами памяти в режиме просмотра необходимо воспользоваться кнопкой экспозиционной вилки «ВКТ» и джойпэдом. Такое решение трудно назвать интуитивно понятным. Тут, как говорится, надо курить инструкцию. Впрочем, не поленюсь напомнить: внимательное изучение руководства пользователя — первейшая и насущная необходимость при освоении любого современного фотоаппарата.

Разные практические наблюдения

Будучи современной и довольно-таки универсальной фотокамерой, D600 требует от вас (повторение — мать учения) внимательного изучения инструкции и, не исключено, выполнения различных предварительных настроек, оптимизирующих работу камеры по вашему вкусу.

Освоив камеру, вы сможете быстро переключать и выбирать нужные вам настройки, включая путешествия по широкой фокусировочной зоне, состоящей из 39 датчиков (датчик Multi-CAM4800). Однако нужно сказать, что широта этой «широкой зоны» меньше, чем у топовых полнокадровых камер; геометрически она аналогична камере D7000, вот только кадр-то здесь заметно больше (однако в 10-мегапиксельном режиме DX фокусировочная зона обратно «расширяется»). Об этом следует знать тем, кто привык к «широким зонам» камер D4, D800 или D700.

Как бы то ни было, стандартная автофокусировка с фазовой детекцией работает отлично при самой разной освещённости. Чувствительность её чуть ниже, чем у D800, но в целом, если вы способны увидеть объект вашей съёмки в видоискателе без дополнительной подсветки — камера, скорее всего, окажется способной навестись по нему на резкость. Наиболее высока чувствительность крестообразных датчиков, периферийные, конечно, слабее.

Развитая автоматика камеры имеет несколько хитрых моментов, о которых следует помнить. Например, через съёмочное меню вы можете выбрать максимальную светочувствительность, которую камера может устанавливать (например, 1600 ISO). Если при этом вы установите режим автоматического выбора с более высокой верхней границей, скажем, 6400, камера вам не подчинится и будет снимать на 1600. Чтобы обратить ваше внимание на такую нестыковку, индикатор режима будет мигать как в видоискателе, так и на верхнем информационном дисплее; кроме того, в видоискателе будет демонстрироваться реально используемое значение. В целом же автоматика ISO работает отлично, не «задирая» чувствительность без реальной необходимости.

Ещё один «автоматический» момент связан с выдержкой. Если вы используете современные объективы со встроенным процессором (можно предположить, что в большинстве случаев так оно и будет), вы можете активировать режим предельно длительной выдержки, и она будет регулироваться автоматически в зависимости от фокусного расстояния объектива. Иными словами, если вы хотите застраховаться от шевелёнки — камера поможет вам и не установит выдержку длиннее 1/60 при съёмке «полтинником», или длиннее 1/30, если фокусное расстояние 35 мм. Разумеется силу тремора своих рук вы сами знаете гораздо лучше (вот только не обольщайтесь — тремор есть абсолютно у всех живых людей, вот только сила его может значительно различаться), поэтому эту функцию можно в довольно широких пределах корректировать.

Несмотря на практическое удобство режима Live View, он не лишён весомого недостатка: автофокусировка с детекцией контраста, используемая при поднятом зеркале, ощутимо медленнее традиционной для зеркалок автофокусировки с фазовой детекцией, которая используется при обычном визировании через видоискатель. Затрудняюсь объяснить тот факт, что у беззеркальных камер фокусировка с детекцией контраста происходит шустрее. Однако при съёмке пейзажей, архитектуры и подобных сюжетов, когда больше важна точность фокусировка, нежели её быстрота, этот недостаток оказывается несущественным.

Зато режим Live View очень удобен при неторопливой студийной съёмке со студийными же импульсными осветителями. В ручном режиме камера стремится показать картинку на экране с «нормальной» экспозицией; благодаря этому даже в тёмной студии по экрану очень удобно визировать, выбирать композицию, позу портретируемого, ракурс съёмки. Обратная сторона этого функционала в том, что, снимая с постоянным светом, вы не сможете увидеть изменения, которые эскпопара внесёт в ваш кадр. Будем надеяться, что в будущем фотографу дадут возможность выбирать нужный режим самому.

Важный момент, о котором не следует забывать при использовании режима Live View, — невозможность управлять диафрагмой: при включении этого режима фиксируется выбранная съёмочная диафрагма, и визирование производится через неё. Из этого следует, что чем меньшее диафрагменное отверстие будет выбрано, тем труднее фотографу будет сфокусироваться на выбранной точке. Поэтому, если точный фокус критически важен — лучше сфокусироваться сначала при полностью открытой диафрагме (хотя бы и через видоискатель), а потом уже включать Live View.

При серийной съёмке в режиме Live View, особенно если снимать «дуплетом» в RAW и JPEG, экран гаснет при записи каждой серии из буфера на карту памяти, причём «отключка» может длиться до нескольких секунд. Правда, это не мешает «управленческим» манипуляциям с камерой с использованием различных кнопок, дисков и верхнего информационного дисплея.

Мощность встроенной вспышки, конечно, невелика — её ВЧ всего 12 при 100 ISO, как и на камере D800, зато она так же способна «командовать» одной или двумя группами совместимых дополнительных вспышек.

Впервые покупающим полнокадровую камеру может быть неочевидна польза от возможности включить формат DX и снимать лишь частью матрицы и, естественно, с меньшим разрешением. Однако если вы снимаете спорт или другие динамичные сюжеты — предельная длина «очереди» при съёмке в формате RAW в режиме «скоростной серии» (СН) составляет 15 кадров при полном кадре и вдвое больше — в формате DX, а если говорить о формате JPEG (Fine) — то 30 и 100 кадров соответственно.

Качество съёмки

На выходе из камеры мы получаем файлы в формате RAW — по-фирменному они называются NEF (к сожалению, в области RAW-файлов производители никак не сподобятся прийти к картельному сговору и ввести общий стандарт, либо принять предложенный Адобом DNG; представьте себе, что было бы, если бы JPEG’и тоже были у каждого свои) размером от 27 до 33 МБ (переменный размер говорит о некоторой оптимизации файла при записи). «Камерный» JPEG высшего качества в зависимости от сюжета может иметь размер от примерно 7 до 22 (!) МБ.

Разрешение получаемых изображений позволяет поставить 24-мегапиксельную камеру D600 на очень высокий уровень. Из современных камер она несколько уступает, пожалуй, лишь 36-мегапиксельной D800. Для извлечения из снятых кадров максимума деталей разумно снимать в RAW; «камерный» JPEG, даже высококачественный, всё же несколько уступает по качеству обработанному на компьютере RAW’у — разумеется, эта разница заметна в случаях, когда вы используете снимки при полном увеличении.

Добрых слов заслуживает система шумоподавления при съёмке в JPEG. Даже на взыскательный взгляд автора чувствительность 800 ISO, а во многих случаях и 1600 ISO являются полноценными рабочими значениями. Система шумоподавления работает весьма аккуратно и не внедряет в изображение портящие его артефакты. Анализ шума в теневых участках кадра позволяет утверждать, что D600 несколько превосходит камеры конкурирующих брендов с близким разрешением (сравнение с камерами, имеющими предположительно такую же матрицу — вопрос, надеемся, ближайшего будущего).

Более того; для решения многих, в том числе и репортёрских задач вполне можно использовать и 3200, и 6400 ISO. И только при «задирании» чувствительности в «запредельную» зону «шумодав» начинает заметно портить картинку. Правда, если не печатать изображения в полном размере — они всё равно будут приемлемы.

При съёмке в формат RAW камера также действует на уровне других современных полнокадровых моделей, позволяя при необходимости уверенно использовать 3200 и даже 6400 ISO. Правда, древней (по стандартам фотографии) аксиомы «чем ниже ISO, тем лучше качество» наука и практика фотоаппаратостроения пока отменить не в состоянии. Как и тот факт, что аккуратная обработка RAW-файлов всё равно даст лучший результат, чем любая настройка степени шумоподавления на камере.

Автоматический баланс белого работает столь же хорошо, как и другие системы камеры. Более того: если обычный «автомат», по вашему мнению, будет давать слишком «прохладные» кадры, второй автоматический режим (Auto2) позволит получать несколько более тёплые, «оживлённые» изображения. В целом это напоминает ситуацию с фотоплёнками прошлого: американские плёнки считались более нейтральными, а вот японские — более тёплыми (это неполиткорректно объяснялось особенностями национального восприятия изображений).

Видеосъёмка

D600_ambience_3.high

Функциональность камеры D600 как устройства для видеосъёмки весьма широка. Как уже отмечалось, единственное, хотя и немаловажное отличие от D800 — невозможность управления диафрагмой в процессе видеосъёмки. Единственный способ контролировать экспозицию в режимах P, A и S — использование экспокоррекции, которая даёт диапазон ±3 ступени.

Камера пишет Full HD видео с частотой 30 кадров/с (а также 25 или 24) и битрейтом до 24 Мб/с. Формат записи MOV, кодек H.264/MPEG-4, удачно сочетающий хорошее качество картинки и приемлемый размер файла. В «половинном» HD частота кадров может увеличиваться до 60/50 в секунду. Максимальная длительность непрерывной видеозаписи — традиционные 29 минут 59 секунд.

Встроенный в камеру микрофон отличается отличной чувствительностью, но является монофоническим. При этом есть возможность подключать внешние стереомикрофоны, значительно повышающие качество записываемого звука (а контролировать его качество можно через подключаемый в соседний разъём наушники).

Через порт HDMI камера позволяет писать несжатое видео на внешнее записывающее устройство. С профессиональной точки зрения это сродни возможности фотографировать в RAW-формат. Однако есть два неприятных сопутствующих обстоятельства. Во-первых, если несжатое видео «сливается» по HDMI на внешний диск, то писать Full HD на карту памяти вы уже не сможете; в этом случае камера способна писать на карту только половинный HD — 720р. То есть резервной копии с полным разрешением у вас, к сожалению, не получится. А во-вторых, через HDMI сливается несколько обрезанный кадр, точнее — примерно 95% от полного. То есть при обработке, чтобы получить «полную» картинку 1920х1080 пикселей, площадь кадра придётся увеличивать примерно на 5%. Для D800 «обрезанный» кадр также присущ, но там это является стандартной настройкой, которую можно изменить и установить полный кадр; в D600 такой возможности нет, что снижает потенциальную ценность камеры как профессионального видеоинструмента.

Видео так же можно снимать, используя всю матрицу, в формате FX, или в кропнутом формате DX. На качестве картинки это практически не сказывается, зато при использовании дискретного объектива у вас в распоряжении тем самым оказывается один объектив с двумя фокусными расстояниями; например, если речь идёт о штатнике — 50 и 75 мм. Не бог весть какой зум, но всё-таки!

Автофокусировка при видеосъёмке используется только одна, с детекцией контраста. Нужно отметить, что здесь беззеркальные камеры, использующие тот же принцип, также, как и при фотосъёмке в режиме Live View, оказываются несколько быстрее.

Комплектация и аксессуары

В продаже камера комплектуется диском с программами Nikon Transfer и Nikon View NX2. Первая используется лишь для автоматизированного переноса данных с карты памяти, а вот вторая является весьма многофункциональным браузером и редактором, позволяющим конвертировать RAW-файлы, регулируя баланс белого, экспозицию, резкость и тонопередачу. За отдельные деньги можно приобрести ещё более функциональную программу Nikon Capture NX2.

Мы уже упомянули инфракрасный и кабельный пульты дистанционного спуска, использование которых возможно с D600.

Однако главным системным аксессуаром, который можно приобрети для этой камеры, пожалуй, является батарейная рукоятка MB-D14. Она не повышает возможную скорость съёмки, как это иногда бывает, зато расширяет доступный фотографу энергозапас и позволяет питать камеру от восьми батареек обычного типоразмера АА.

Кроме того, очевидное удобство предоставляемое этой рукояткой — дублирование спусковой кнопки, а также переднего и заднего командного дисков. Конечно, это утяжеляет камеру и превращает её в профессионально выглядящий «квадрат» а-ля D4, но если это вам нужно — ничего не поделаешь.

Говоря о питании, следует отметить, что штатная батарея — такая же, как и в камере D800. Безусловно, это заметный плюс для потенциального «второго корпуса».

Заключение

Подведём итоги, взвесив «за» и «против» изучаемой камеры.

Плюсы:

  • Высокое качество фотографий в JPEG и RAW вообще и на высоких ISO в частности
  • Точная работа замера экспозиции и автоматического баланса белого
  • Хорошая эргономика
  • Продуманное меню
  • Двойной слот для карт памяти
  • Опциональный формат DX для фото и видео
  • Встроенная вспышка может управлять внешними
  • Подключение внешнего микрофона

Минусы:

  • Узкая «широкая зона» АФ
  • Отключение экрана при записи данных из буфера на карту
  • Отсутствие гистограммы при съёмке в режиме Live View
  • Отсутствие управления диафрагмой при видеосъёмке
  • «Обрезание» полного кадра при записи видео через HDMI

В целом новая камера продемонстрировала себя с лучшей стороны, прежде всего как инструмент для фотографической съёмки. Она, безусловно, станет отличным выбором для тех, кто хочет перейти в категорию «полнокадровых» фотографов, обеспечивая получение результатов на уровне гораздо более дорогих профессиональных топ-моделей. Да и оптику можно использовать DX-формата (однако 24 мегапиксела против 10,5 и отсутствие необходимости умножать фокусное расстояние на пресловутый кроп-фактор стоят того, чтобы завести себе парк «полнокадровой» оптики).

Не подведёт D600 и профессионалов, если имеющиеся «непрофессиональные» особенности и отличия этой камеры их устраивают. С меньшей вероятностью она устроит репортажников, спортивных фотографов и видеооператоров.

Однако мнение профессионалов для нас не так важно: ведь на сегодня Nikon D600 — самый доступный «билет» в полнокадровую фотографию, бонусами которого являются сравнительно компактные размеры и небольшой вес.

Тестовые снимки:

nikon_d600_primer_01

nikon_d600_primer_03

nikon_d600_primer_02

Никон Россия представляет программу сервисного обслуживания профессиональной техники Nikon. При покупке профессиональной техники у дилеров со статусом «Профессиональный дилер Nikon», вы получаете 1 год гарантии и 3 года сервисного обслуживания.

  • Виктор

    Спасибо за обзор. На данный момент пользуюсь D90. Хочу перейти на полноформатный для свадебной съемки. Подойдет ли D600 или же надо брать D800? В D800 огорчает большой размер файлов и отсутствие возможности подключить WU-1B и UT-1. В наличии есть никоновские объетивы 50мм 1.4 и 85мм 1.8. Планирую приобрести еще широкоугольный объектив.

    • Я бы советвал взять D600. Он легче чем 800-ка, а 36 Мп это очень большие файлы не только на флешке, но и в обработке.

  • Слава

    Два момента из опыта владения этой камерой. Один положительный: при гололёде упал на спину (мой рост 185 см.), на которую был повешен обычный (не фото) рюкзачок с камерой. Железный термос при этом помялся. На камере никак не сказалось. Второй отрицательный : появление пресловутой пыли (или что оно там) на матрице в правом нижнем (по конструкции) углу. Той самой, по поводу которой “морозится” компания производитель.

  • Татьяна Белякова

    Через месяц пользования новой камерой на матрице появились множественные
    пятна, расходящиеся веером из левого верхнего угла. Типичная картина разбрызгивания
    масла. Кроме того, было несколько пятен от пыли. Центральный сервисный Никон в
    Москве на Сыромятнической д.2 категорически отказывается признавать наличие масла и признать случай гарантийным.
    На мой вопрос: “Как через месяц съемки может появиться столько
    пятен?” – работники сервиса мне ответили: “Это абсолютно нормальная
    ситуация. Камера не герметична.” Второй ответ мне понравился еще больше:
    “А что Вы хотите от бюджетной камеры???” Да я от любой камеры хочу качества,
    а от камеры за 2 тысячи долларов и подавно. Когда я попросила дать мне
    заключение о характере пятен, они долго отнекивались, потом полчаса его
    готовили… В заключении о масле не было сказано ни слова. За время подготовки заключения
    с матрицы были удалены пятна в левом верхнем углу, пыль оставили, да еще пару
    клякс на матрицу посадили. Выводы делайте сами.

    • Жека Шпагин

      Почему на каждом форуме есть этот “шаблонный ответ”?? В большинстве случаев даже слова не меняют! Это вы сговорились с другими недовольными владельцами d600 и, чтобы не тратить время, просто делаете копипаст? Или же вы работаете в компании Canon или другой конкурирующей, и просто вводите людей в заблуждение?

      • Татьяна

        да никакого шаблона. просто есть пятна. точнее, были. вот и все. у меня ощущение, что Вы работаете в сервисе Никон и пытаетесь скрыть проблему)

        • Сергей

          У меня тоже были пятна примерно через несколько месяцев. Все просто убирается карандашом. Матрицу все равно необходимо чистить на любом фотоаппарате, тем более если часто менять объективы. И не обязательно для этого нести в сервис. D600 отличная камера. Сегодня открыл фотовыставку портретов, все просто обалдели. На формате 50х70 см. качество идеальное

    • Влад

      Перечитал много обзоров Nikon D600 и везде в обсуждении этот коментарий. Текст коментария слово в слово повторяется на разных сайтах, только люди меняются. Это обычный копипаст. Налицо сговор в целях антирекламы

      • Татьяна

        никакого копи-паст. РАВ-файлы показать?

  • Александр

    Подскажите, как пользоваться данной камерой используя студийный свет? Как синхронизировать вспышку?

    • Татьяна

      с помощью синхронизатора. в любой студии должен быть

  • Ольга

    А цена у него какая?