Обработка портретной фотографии в Photoshop

Портрет – наверное один из самых популярных жанров в фотографии. Каждый, кто начинает увлекаться фотографией снимает портреты.

А вот с обработкой этих портретов выходит хуже. Процент качественно обработанных портретов очень мал, что не может не расстраивать, учитывая количество фотографов на душу населения в современной России.

В этом посте я расскажу как обработать в Photoshop портретную фотографию. Если говорить точнее – я расскажу свой способ обработки.

С чего начать

Первое, с чего нужно начинать обработку – это анализ фотографии и разработка плана работ. Как правило открывая изображение обработчик сразу смотрит на лицо, глаза, дефекты кожи и тем самым уделяя мало внимания общей картине.

Начинайте анализ с изучения фотографии в целом. Чтобы приучить себя к этому – уменьшите фото зумом так, чтобы детали не читались и не отвлекали вас.

На что нужно обращать внимание изучая фото (очередность не имеет значения):

  • Сбалансировано ли изображение по тональности и цветам?
  • Как смотрятся контуры фигуры и одежды?
  • Сохранены ли пропорции тела и нет ли деформации?
  • Правильно ли подобрано освещение и экспозиция?
  • Правильно ли сфокусировано изображение?
  • Есть ли дефекты на фоне?

После этого, можно провести детальный осмотр фотографии и обозначить для себя следующие вопросы:

  • Нужно ли удалять пыль с фото?
  • Какие дефекты кожи и тела нужно удалить?
  • Нужна ли обработка макияжа?
  • Нужно ли корректировать форму тела.
  • Нужно ли подкорректировать губы и другие черты лица?

В принципе у каждого должен вырабатываться свой алгоритм работы, я в данный момент придерживаюсь описанного выше.

Совет: Листайте журналы, изучайте класиков, и не только фото, но и вообще изобразительные искусства. Это поспособствует вашему общему развитию как фотографа и ретушера.

Обработка

Мы открыли фото после конвертации из RAW.

Давайте проанализируем его и решим, как мы хотим его обработать.

Первый вопрос – что я хочу получить от этого фото и каким хочу его видеть? В данном случае нужно показать нежную девочку с цветком. Основная работа проделана на съемочной площадке. Я сделаю более гладкую кожу, более вкусную по контрасту картинку. Переходим конкретно к анализу фото.

  • Экспозиция нормальная.
  • По цветам есть небольшая проблема, левая часть модели (и лоб) имеют розоватый оттенок, а правая – желтая. Видимо в студии была паразитная засветка из-за интерьера. Нужно это исправить.
  • Сделать блик за моделью более сильным.
  • Добавить объема фотографии работая с темями и светами

По деталям:

  • Лицо чистое, дефектов почти нет. Надо убрать родинки и слегка разгладить кожу сохранив текстуру. Убрать морщинки над левым глазом.
  • Глаза сильно красные. Снять красноту и убрать венки.
  • Черты лица править не нужно.
  • Слегка изменить форму прически над головой.
  • Сделать цвет помады более насыщеным

Пошаговая обработка

Любая обработка начинается с того, что я дублирую основной слой и скрываю его. Это дает мне возможность отменить любое изменение, даже если в панели History оно уже не доступно, это раз. Я всегда могу скрыть изменения, посмотреть на оригинал и понять не сделал ли я хуже чем было, это два.

Обратите внимание – очень важно после каждого шага обработки делать новый слой. И предыдущий оставлять как страховку. Например, если вы замылили кожу и стали работать дальше – то при любой ошибке вы не сможете вернуться к оригиналу, потому, что оригинал содержит изображение с необработанной кожей.

Таким образом вы всегда имеете 2 слоя – оригинал фото и последний вариант обработки к которому можно откатиться. Если вам кажется это лишним, то можно удалить оригинал и достаточно лишь иметь последний вариант в котором вы уверены.

Первый шаг – удаляем все дефекты кожи, родинки и морщинки. Это делают с помощью инструмента Healing Brush, и Clone Stamp (но тут должна быть кисть с непрозрачностью 20-30%) и вперед.

Совет: Когда читаете уроки, смотрите видео или сидите на мастерклассе – не загоняйтесь цифрами которые используются в настройках. Старайтесь понять какие значения для чего нужны и экспериментируйте на своих изображениях.

Осталось обработать глаза. Для этого берем уже Clone Stamp с непрозрачной кистью, увеличиваем картинку до 300% и аккуратно убираем венки. Глаза остаются немного темноватые, но мы это исправим в следующих шагах.

Далее я хочу поправить волосы, изменить форму и убрать прядь, которая выделяется. Это лучше всего сделать с помощью инструмента Liquify, он находится в меня Filter. Для того, чтобы не загружать в Liquify всю фотографию, нужно выделить участок, который нам нужно обработать.

Обработка кожи.

Теперь мы готовы сделать кожу модели более гламурной и ровной. Для этого нужно сделать следующее:

    • Копия слоя, это будет наш основной слой, который не трогаем.
    • Применяем к новому слою Gaussian Blur, с таким радиусом, чтобы размыть границы темных и светлых участков. В моем случае это примерно 20 пикселей.

    • Копируем блерный слой, у нас получается два блерных слоя поверх нормального.
    • Первому слою назначаем режим смешивания Darken, непрозрачность 50%, второму Lighten и непрозрачность около 60. Чем больше непрозрачность слоя Lighten, тем больше будет светиться кожа в результате.
    • Копируем нормальный слой и с этой копией объединяем оба блерных слоя. В результате остается один нормальный слой и один блерный.

    • Теперь надо добавить шума, который будет аналогом текстуры кожи. Создаем новый слой, через меню Layer -> New -> Layer.. выбираем режим наложения Overlay и ставим снизу галочку, чтобы слой залить 50% серым. Получаем новый слой который не влияет на картинку.
    • Меню Filter -> Noise -> Add noise, значение такое, чтобы кожа стала чуть шершавой, в моем случае это 1,2% и галку, чтобы шум был монохромный. Объединяем этот слой с блерным. И чтобы чуть-чуть прибить шум – делаем еще раз Gaussian Blur с очаень маленьким значением, у меня это 0,3

    • Самое интересное – зажимаем alt и жмем на клавишу добавления маски к блерному слою. Получаем черную маску. По которой уже прорисовываем полупрозрачной кистью все те места где содержится кожа, чтобы с блерного слоя проецировалась только кожа. Это нужно делать очень аккуратно.

  • После работы над маской осталось только разобраться с розоватым оттенком. Я создаю корректирующий слой Selective Color, выбираю желтый цвет, убираю циан и добавляю желтого. Не бойтесь добавить слишком много, вы всегда можете это исправить маской и прозрачностью слоя. Потом инвертируем маску и прорисовываем её.
  • В итоге получаем вот такой набор из основносго слоя, блерного и Selective Color.
  • Получается такая итоговая картинка

Нраица.. Но можно сделать еще интереснее. Например добавить объем с помощью фотошопа. Как вы понимаете, объем это всего лишь свето-тень. Для придания фотографии дополнительного объема можно создать новый слой и поработать на нем инструментами Dodge и Burn, мы писали о них в статье Эффективная обработка фотографий в Photoshop. Сейчас я расскажу о еще одном способе.

Рисуем объем и работаем со свето-тенью.

Работа с Dodge и Burn не удобна тем, что на одном слое вы рисуете и блики и тени. Чтобы разделить свет и тень на слои сделаем следующее.

Дублируем основной слой два раза. Каждому слою назначаем черную маску. Один слой с режимом наложения Multiply, второй с режимом наложения Screen.

Если не вдаваться в подробности, Multiply затемняет все изображение, а Screen – осветляет. Прорисовывая полупрозрачной кистью по слою Screen мы осветляем необходимые участки, а по Multiply затемняем. Делать это можно не только для создания объема, но и для любой коррекции светов и теней.

Чтобы усилить объем мы осветлим светлые участки и затемним темные. В нашем случае мы будем осветлять выступающие участки лица – лоб и скулы, а затемнять губы и щеки. Еще немного я прорисовал по волосам, чтобы осветлить корни и затемнить светлые участки.

На таком фото сложно заметить изменения, но поверьте, они есть и весьма значительные.

Осталось только добавить резкости и контраста. Способов есть масса, в данном случае я использовать фильтр High Pass

    • Дублируем основной слой. Заходим в меню Filter -> Other -> High Pass.. Устанавливаем такой радиус, чтобы проработались детали. Режим наложения слоя – Soft Light. Если нужно сильнее подчеркнуть резкость – режим наложения может быть Overlay или Hard Light. У меня картинка получилась ровной, но иногда я прохожусь по маске, чтобы подчеркнуть только нужные детали.
    • Теперь увеличим контраст с помощью того же High Pass, но уже с большим радиусом. В моем случае, это 58 пикселей. Чем больше радиус, тем лучше. Режим наложения тоже Soft Light и отрегулировать прозрачность слоя, чтобы эффект не был слишком сильным. В моем случае это 35%.

    • Но мне все мало, сверху я накинул еще корректирующий слой с кривыми Curves, сделал его S-образную кривую, с досаточно сильными значениями и уменьшил прозрачность. Но кривые изменяют цвет картинки, делают их более насыщенными, а по простому говоря – пережаренными. Чтобы этого избежать используйте режим наложения Luminosity. Этот режим переносит только информацию о яркости пикселя, не затрагивая цвет.

  • В итоге получаем такую карточку

И последний штрих – дублировать слой, режим наложения Overlay, черная маска и прорисовать кистью по волосам, чтобы придать им небольшую золотистость.

Посмотрим что в итоге получилось по слоям.

Наглядное сравнение, можно кликнуть для большего разрешения.

И результат

Видео

Если вы хотите закрепить материал, очень рекомендую посмотреть следующие видеоуроки сделанные специально для этой статьи. В них все объяснено самым подробным образом. Вы можете выбрать высокое разрешение и увеличить видео на весь экран, чтобы рассмотреть все детали работы.

Итог

Данная обработка занимает около 20-30 минут. В зависимости от требований заказчика, автоматизации с помощью actions и прочих нюансов.

Естественно все вышеописанное можно сделать массой разнообразных способов и я не претендую на то, что предложенный мной, вариант самый лучший.

P.S.

Охотно сознаемся, что при всем старании нашем и в этом труде, как во всех делах человеческих, конечно, найдется много недостатков; потому и просим благочестивых читателей покрыть сии недостатки христианской любовью и благосклонно принять этот труд.

  • Antony-Ch

    Первая ссылка, как я снимал раньше. В основном в Монохроме. Потому что в цвете вылазило много дефектов : )) : )))

    Вот так я стал работать после вешей статьи про обработку портретного фото.
    http://s006.radikal.ru/i215/1009/48/2b6c1be8d348.jpg

    Представляю, как бы изменился мой уровень, если бы я смог посетить ваш Мастер-класс в живую. : ))

  • От моего мастеркласса ничего не изменится. Изменится только если вы будете постоянно практиковаться. Посмотрите на этого автора – http://www.flickr.com/photos/polvero/
    Парень просто делал по 1 стробистской фотографии в день в течении года. И за этот год он реально свой уровень поднял очень сильно!

    А кстати, по поводу мастерклассов выездных – думаю мы будем в ближайшем будущем устраивать выездные мастерклассы из серии “Отдых + обучение”. Где днем вы как туристы, а вечером разбор ошибок + обработка.

  • Antony-Ch

    Отличная идея. И с выездом и с видеокурсами… Мне нравится

  • Следите за обновлениями.

  • Лилия

    Добрый, вечер Игорь.
    Урок очень хороший мне всё понятно, кроме одного момента, какую палочку Вы имели ввиду когда говорили что не помните как она называется? Это в первой части видеоурока, когда идёт слой маска.

  • Лилия – вот эту “/”

  • Antony-Ch

    Спасибо тебе, Господи, что я не один такой…. : )) : ))))))))

  • Филипп Щербаков

    очень полезный урок! Успехов Вам в ваших идеях и задумках!

  • Albina

    Спасибо огромное за урок! 🙂 Все Очень доступно и понятно, даже для таких новичков, как я. Неясным, для меня остались действия с маской на блерном слое, а конкретно вот такой момент (на youtube на 7:30 минуте). После создания блерного слоя, удерживая клавишу alt, добавляем к нему маску, ок. Далее, вы говорите нужно прорисовывать кисточкой места с кожей. (я почему-то не вижу разницы, т.к. как я понимаю, непрорисованные места должны быть резкими, но они такие заблеренные…) и Далее мне совсем непонятно…:( Когда вы говорите нажать на клавишу /.. При нажатии совершенно ничего не меняется. Как мне получить так, чтобы как у вас маска зеленым выделялась, чтобы было видно, где как прорисовано. ПОЖАЛУЙСТА, объясните этот момент поподробнее, буду очень признательна вам. Благодарю! 🙂

  • Antony-Ch

    Я такой же начинающий изучающий, но я не совсем понял понял суть Вашего вопроса : ))) Как мне кажется, здесь дело в двух квадратиках цвета слева (под инструментами “пипетка” и “лупа”) – один из них должен быть обязательно черным, а второй белым – причем важна их последовательность, иначе маска просто не будет работать. По черной маске надо прорисовывать “белым цветом”, а по белой маске наоборот : ))

    По поводу “/” цвет может быть любым – это настраиваемая опция. Если маска включена и работаеит правильно, то “/” тоже будет работать. Я думаю проблема в том, что Вы саму маску не совсем корректно создаете.

    С уважением.

  • Albina – приходите на мастер-класс.

  • Albina

    ААААААААА))))) Все получилось)))))))))) Разобралась! 🙂 Методом проб и ошибок, так сказать)))) Огромное спасибо за ответ и за ролик!!!!!!!! вы не представляете как я рада! :))) Этот урок на 5+ !
    А клавиша эта, оказывается не /, а \!!! =)))) вот в чем дело)

  • Анна

    Здравствуйте!!!

    Подскажите пожалуйста почему у меня при? открытии фотошопа, открываются все панели боковые а в центре я вижу свой рабочий стол, а не так как у вас серый фон???Что не так???

    И еще у вас в уроках в правом верхнем углу уменьшенная фотография, на которой вы приближаете или отдаляете объект, так вот у меня такого нет.Почему??

    У меня мак

  • Анна – приходите на мой мастер-класс, я там все-все расскажу.

  • Ruslan

    Большое спасибо !
    Теперь у жены не возникают вопросы типа: “Блин, ты глянь на эту козу, не ну она вреале такая ? Или ее такую нарисовали ?”

  • Ruslan – можете смело говорить, что они все не такие 🙂

  • Арнольд

    Урок замечательный с интересными ходами и способами,спасибо. Но уже давно ждем обещанного видео,чтобы его скачать в хорошем качестве. Или , если возможно, подскажите видеоконвертор для скачивания с YouTube.

  • Cvetochek

    спасибо очень понравилось сама занимаюсь обработкой фотографии много интресного для себя подчерпнула профессионально сделаны уроки мне всё понравилось просто 5+.

  • Oleg

    Большое спасибо за урок!
    Вопрос по ссылкам на скачивание видео – где их найти?
    Трекер не пугает, а вот ютуб заморачивает…

  • Daria

    Очередной отличный урок! Для меня это один из полезнейших сайтов! Просто и понятно.
    Спасибо.

  • Александр

    Огромное Вам СПАСИБО!!!…

  • Ninel

    Очень хороший урок, самое главное, очень практичный! Море благодарности вам!

    Еще хотелось бы увидеть более подробный урок по обработке макияжа на портретной фотографии, скажем, как обработка макияжа для глянцевых журналов, если это возможно. Заранее большое спасибо!

  • Юрчик

    Понравились все уроки на сайте.
    Единственная просьба к авторам уроков переводить названия режимов наложения слоёв и не только… у некоторых (у меня) установлены русские версии фотошопа.
    За ранее спасибо.

    • Я не представляю как в переводе называются подобные слои наложения, особенно зная как криво переводится фотошоп..

      • Роман

        На самом деле все портит, что ваши уроки на буржуйской версии, усваивается в 3 раза труднее. А насчет перевода у меня русская версия и вроде все адекватно.

      • Роман

        Если вы ориентируетесь на тех, кто имеет англоязычную версию и давно работает в фотошопе, им может и привычнее, может раньше русификации не было, но, думаю, таким людям ваши уроки как для нас с вами букварь. А если вы трудитесь для новичков, то у большинства из них скачены русифицированные версии CS5. А как что называется вы будете сами читать наводя курсор автоматом, вы то уж не потеряетесь).

      • Роман

        Если вы ориентируетесь на тех, кто имеет англоязычную версию и давно работает в фотошопе, им может и привычнее, может раньше русификации не было, но, думаю, таким людям ваши уроки как для нас с вами букварь. А если вы трудитесь для новичков, то у большинства из них скачены русифицированные версии CS5. А как что называется вы будете сами читать наводя курсор автоматом, вы то уж не потеряетесь).

  • Дмитрий

    Подскажите, что значит “конвертируем слой”??? Как это сделать? Это было на 4-й минуте во второй части видео.

  • pb

    Супер мануал) Большое спасибо

  • Александра

    уроки замечательные…но у меня проблема…когда зажимаю Alt и нажимаю маску, то она появляется, но когда я на ней начинаю прорисовывать ничего  не меняется!!!!!! ничего не появляется на черном фоне..как у вас

    • Белой кистью нужно рисовать, насколько я понял.

  • Наталия

    Большое спасибо за урок!
    Подскажите можно ли найти ролики где-нибудь кроме Ютуба? К сожалению в Китае он забанен и не возможно смотреть ролики с него.

    • Увы нет, попробуйте воспользоваться прокси для просмотра или скачивания урока.

  • Le

    Спасибо большое за урок и ваш труд!!Все очень подробно и понятно!

  • Vladimir

    Игорь, спасибо за урок.Но у меня есть проблема. Среди корректирующих слоев нет слоя Select Color Options. Что делать? Я использую CS6.