5 советов по съемке в путешествиях

Недавно я летал на съемку в Париж и один из дней смог полностью посветить прогулке по городу. Но 10-12 часов на исследование Парижа – это просто капля в море.

Для себя я сразу решил, что не буду делать серьезные пейзажные кадры – это требует массу времени и соответствующих погодных условий. Я просто взял камеру, поставил оффлайн карту Парижа на айфоне и пошел фотоглулять. С единственной целью – запечатлить Париж таким, каким я его увидел в тот день.

Что получилось, можно посмотреть на моем сайте.

А по дороге домой я задумался: практически никто из фотоблогеров не рассказывает о том, как делать просто интересные, красивые заметки в путешествиях.

Как делать фотографии “на ходу”, которые потом действительно приятно посмотреть и показать друзьям?

И в самолете Париж-Москва родилась эта статья – “5 советов по съемке в путешествиях”.

Снимайте детали

Красивые фотографии деталей – очень важная составляющая любого фотоотчета.

Это могут быть просто интересные, “подсмотренные” моменты жизни, предметы, рисунки:

Или более художественные кадры:

Если вы хотите получить в кадре красивое боке, важно следовать трем простым правилам:

1) Снимайте на светосильный объектив с хорошей, художественной картинкой. Получить красивое боке на дешевую “пластиковую” линзу 18-300 mm, увы, практически невозможно.

2) Максимально открывайте диафрагму.

3) В зоне расфокуса должны располагаться яркие пятна света.
Это могут быть фонари, лампочки, солнечные блики – не важно. Именно эти яркие пятна света в зоне расфокуса превращаются в красивое боке. Если в расфокусе будет серая стена, красивого боке никогда не получится.

Работайте с цветом

Я был в Париже в первых числах декабря, и хотя для европейской зимы тут стояла довольно теплая погода (+10-12), на улице было уже пасмуртно, а цвета вокруг потускли. В общем ,серое, унылое начало зимы.

В таких условиях сделать насыщенные, сочные фотографии непросто – нужно как следует поработать с обработкой. А именно придать жизни цветам в кадре.

Для некоторых фотографий достаточно просто выставить подходящий баланс белого:

Но зачастую этого недостаточно, и нужно работать отдельно с каждым цветом в кадре.

Для этого я рекомендую использовать инструмент Color Editor в очень мощном RAW-конвертере Capture One Pro.

Например, для фотографии со смотровой площадки я сделал баланс белого холоднее, увеличил насыщенность и осветленность сине-голубых цветов в кадре.

И картинка сразу “заиграла”.

А если в кадре много листвы, можно раскрасить картинку “золотой осенью”: баланс белого сделаем потеплее, затем увеличиваем насыщенность и осветленность желтых оттенков.

И наша фотография сразу стала интереснее:

Снимайте с проводкой

В Париже очень много двухколесного транспорта: велосипедов, мопедов и мотоциклов. Ездят они быстро и постоянно снуют мимо вас на небольших улочках города.

Как передать движение и скорость в кадре? Снимайте с проводкой.

Это очень простая техника съемки, которая позволяет запечатлеть главный объект в кадре резким и четким, а мир вокруг него – размытым в движении.

Если говорить упрощенно, для того, чтобы сделать хороший кадр с проводкой, нужно соблюсти три главных технических условия:

1) Включить режим следящего фокуса.

2) Снимать с выдержкой в районе 1/30 секунды.

3) Сфокусироваться на объекте и вести камеру за ним по ходу движения и только после этого нажать на спуск затвора.

Для удобства съемки я, как правило, включаю режим приоритета выдержки и делаю много-много дублей.

Но в этом деле очень важен опыт и сноровка. Так что пробуйте и экспериментируете, а подробнее про съемку с поводкой можно узнать в нашей статье.

Переводите картинку в ч/б

Если кадр “не смотрится” в цвете, переведите его в ч/б.

Многие фотографии в черно-белом варианте смотрятся намного интереснее.

Важно помнить два ключевых правила черно-белой фотографии:

1) Черно-белая картинка провоцирует зрителя рассматривать детали в кадре.

2) Для большинства ч/б фотографий необходимо увеличивать контраст, это сразу сделает их картинку “вкуснее”.

Если вам наскучила обычная черно-белая обработка, попробуйте сделать тонирование фотографии.

Например, светлые участки кадра (HighLights) раскрасим в теплый цвет:

А темные участки (Shadows) тонируем холодным оттенком:

И получаем интересную, тонированную фотографию:

Думайте над обработкой

Уверен, каждый фотограф сталкивался с этой проблемой съемки в пасмурную погоду: после обработки экспозиции небо в кадре пропадает, так как осветляя кадр, мы получаем хорошо высвеченный пейзаж и совершенно пересвеченное небо.

Но с помощью инструмента Local Adjustments в Capture One эта проблема легко решается.

Создаем в Local Adjustments новый слой, назовем его “Небо”.

Выделяем участок неба в кадре:

И просто затемняем его:

Получается совершенно другая фотография:

Другой пример использования Local Adjustments – обработка деталей в кадре.

У нас есть фотография со свадебными замочками (парижские молодожены тоже в них верят):

Проблема в том, что центральный замок в кадре пересвечен (так как отражает солнечный свет).

C помощью Local Adjustments мы можем быстро выделить замок и затемнить его:

Наша картинка стала намного гармоничнее:

Подробнее о работе с Local Adjustments и другими инструментами обработки в Capture One я рассказываю в своем видео мастер-классе “Профессиональная обработка RAW в Capture One Pro”.

Это лишь несколько советов по фотосъемке в путешествиях, надеюсь они окажутся полезны во время следующей вашей поездки.

  • Denis Nikitin

    Интересная статья, спасибо!

  • Halyna

    Каждый раз с нетерпением жду новых статей, они дарят новые идеи и вдохновляют на работу! 🙂 Спасибо!

  • простите но не могу сдержаться!!! статья никакая!!! лично мое мнение фотографии до обработки смотрятся лучше чем после!!! Переводите в ЧБ это что за совет?!?!?! как снимать и как обрабатывать это дело второстепенное!!! вся суть вашей статьи должна была быть ЧТО снимать!!!! чтобы у человека посмотревшего фотографии было ощущение что он чуть узнал том как выглядит и что происходит в том месте где были сделаны фотографии!!! лучше всего снимать местное население в ходе их быта и красивые места связанные с местом съемки!!!
    фотографировать елочку с боке на заднем плане можно и дома а потом написать Париж!!! прошу прощения за грубость!!!

    • Семен, 

      Как я написал в посте, это просто 5 приемов съемки и обработки фотографий в путешествиях. 

      Эта статья – не книга “Все о съемки в путешествиях” и не претендует на такое звание. В будущих статьях мы еще не раз затронем тему тревел-фотографии.

      Из вашего комментария я не понял фразу ” как снимать и как обрабатывать это дело второстепенное!!! “. В этом блоге мы рассказываем как раз о том, как снимать и как обрабатывать. Это и есть современная фотография.

      • как снимать и обрабатывать это дело сугубо личное!!! я посмотрел ваш сайт (ссылку на Париж)там есть фотографии и с белым небом (хотя в статье вы указываете на этот недостаток при съемке в пасмурную погоду и пишите о том как это исправить!!! а сами не делаете этого!!!!)

        не привязывайте тогда статью к Парижу и вся проблема)))) а про перевод фотографии в ЧБ или изминение значения ББ или как сделать БОКЕ уже писано переписано

        лучше расскажите о том что нужно не бояться снимать людей в открытую или о том что здания на фотографии не должны падать или о поиске новых ракурсов в значимых местах города или о том что нужно просыпаться в 4 утра и идти фотографировать город в тот момент года он пустой и только начинает просыпаться и кроме рабочих на улицах нет никого!!!!

         

        • Я пишу про способ обработки фотографий, а не навязываю его использовать везде и вся)

          В ваших комментариях готовые тезисе к статья – напишите, а мы будем рады ее опубликовать)

    • Глеб Фролов

      Я с Семеном полность согласен. Фотографии вообще не нравятся, понятно почему. Они не отражают ни город, ни жителей. Фотки ни-о-чём, которые можно сделать в любом городе. От Парижа, этого прекрасного города один идиотский дорожный знак.. Где дух Парижа???

      Плюс не понятно зачем съёмку и обработку смешивать в одной статье?

    • Соглашусь с Семеном. Иллюстрации подобраны к статье очень неудачно. Была в Париже – город очень интересный и детальный. Создалось впечатление, что Вас привезли на Монмартр в машине с завязанными глазами до смотровой вышки и там разрешили щелкнуть пару раз. Нет духа Парижа, как очень верно сказал Глеб. Статью не стоило называть ” 5 советов по съемке в путешествиях”, и тем более ” Как снимать в путешествиях?”. Назвали бы ее ” Несколько приемов доработки фотографий привезенных из любого путешествия”. И все бы стало на свои места. Надеюсь Ваши статьи в дальнейшем будут отвечать содержанием и иллюстрациями их же названию. 
      На комментарий отвечать не надо. 
      Я просто высказала свое мнение.

  • Anonymous

    Александр, спасибо большое за статью, очень полезная информация. Советы по обработке очень к месту, сам неоднократно сталкивался с проблемами экспозиции на фото после поездок. Также спасибо и за статью про Capture One Pro, она убедила меня начать пользоваться сразу ею.
     
    Раз уж статья про тревел-фото, то задам вопрос не про обработку непосредственно, а про объективы. Что бы вы посоветовали брать в поездки светосильного человеку с ограниченным бюджетом? Я новичок, отсюда и вопрос:)
    Зумы f2.8 по 50-60 т.р., это неподъёмно в моём случае, хотя конечно же прекрасная оптика, спору нет.
    Я правильно понимаю, что нужно что-то из фиксов со средним фокусным расстоянием+что-то из широкоугольных?

    p.s. Semen Kuzmin, одно дело что-то предлагать, другое – разводить критику. Я предлагаю вам написать свою статью про путешествия, а не критиковать автора, да ещё в таком неуважительном тоне. Это его взгляд, его блог, его опыт, его право, в конце-концов и автор, равно как и его статья, никому ничего не должны. Призываю вас уважать чужой взгляд.

    • я сразу извинился за свою вспыльчивость и не считаю что Александр не умеет снимать, я просто за профессионализм в любой работе!!! 

      а вам посоветую брать с собой только 50 1.4 если нет денег))) самый универсальный объектив в умелых руках!!

    • Тут все зависит от камеры и кропа.

      Например, у Nikon есть отличный (и вполне недорогой) 35мм 2.0 объектив.

      Другой недорогой, но качественный вариант – ручнофокусная оптика.

      Например фиксы от Самянга:

      http://fototips.ru/praktika/obzor-obektiva-samyang-35mm-f1-4/

      http://fototips.ru/praktika/test-obzor-obektivov-samyang-85mm-f1-4-i-14mm-f2-8/

      50мм 1.4 что у Никона что у Кэнона – довольно недорогой и универсальный объектив, но картинка далека от идеала.

      • > у Nikon есть отличный (и вполне недорогой) 35мм 2.0 объектив.
        1.8 http://www.dpreview.com/lensreviews/nikon_35_1p8g_n15/ но это так, к слову. Кто будет искать может поможет.

        • Это DX-ый объектив, про него ничего сказать не могу – не снимал. 

      • Anonymous

        Спасибо большое за ответ. Про Самянг почитаю обязательно. Если что, и к ручному фокусу привыкнуть не проблема.
        У меня никон 5100, кроп 1,5. И с его видоискателем, увы, самянги будут не очень удобны. Но в будущем, вполне вероятно.
        Кстати, мне очень советовали новый 50мм 1.8 никкор, не “пластиковый

  • У них разные айпишники 🙂

  • Глеб

    Увидел разгоревшуюся критику и не утерпел, чтобы не оставить свой комент, поскольку не заметил конструктивных предложений. Статья действительно получилось сыроватой для профессионала, хотя автор честно прдупредил, что набросал её в дороге.
    Возможно следует сделать структурированный цикл статей, ведь съёмка путешествий фактически является разновидностью репортажной съёмки. Стоило разбить статью на отдельные части, посвящённые выбору времени и места съёмки (в т.ч. ракурсам). Отдельно по приёмам и технике съёмке (режимам экспозиции, выдержке, диафрагме, брекетингу и т.п.), отдельно по выбору объективов, светофильтров, бленд, применению вспышек и штатива и т.п., отдельно по ночной съёмке. 
    и, уж конечно, совсем отдельная история – постобработка.
    Понятно, что на подготовку такой статьи нужно затратить несоизмеримо больше времени, поэтому всем критикам можно сказать только одно: можешь лучше – сделай сам и опубликуй. Если статья получится интересной, вряд ли авторы сайта откажутся её разместить у себя.
    Можно даже сделать отдельную рубрику, где любители могли бы разместить свою фотографию на растерзание публике и получить полный расклад по всем ошибкам, недостаткам и возможностям доведения снимка до ума. Вот уж где раздолье для всеобщей критики! Бесценный опыт!

    • Я, кстати, так и сделал. Написал про съемку архитектуры и про людей отдельно на своем личном блоге, который я люблю больше чем общий (в общий вообще лень писать). Видимо автор также отнесся к своему посту.

  • Михаил

    На последней фотографии пересвечен не один замочек, а три. И больше всего глаз цепляется за тот, что в зоне нерезкости. Стоило начинать с него. 

  • Mrshadow_

    Почему именно Capture One Pro? Потому, что все к нему привыкли?
    Чем хуже например тот же Adobe Bridge? 
    Я поверхностно ознакомился с Capture, но Bridge считаю пока более удобным, хоть и что-то общее есть у обоих. 
    Стоит ли соскакивать с Бриджа на КаптурПро? Очень хотелось бы подробного ответа. Спасибо!

    • Akhiles

      Причем тут Бридж? Бридж, на то и Мост чтобы связывать что-то с чем-то. Он не является ни Raw конвертером, ни фоторедактором. Adobe его позиционирует как “Media manager – Средство управления медиаресурсами”, Наверное имелось ввиду Adobe Lightroom или Photoshop?

  • Дмитрий Галайко

    Все такие умные и все знают! Это просто 5 советов

  • Vitaliy Rice

    А где парижские негры? Без них сейчас Париж – и не Париж вовсе! :*)

  • Sergei Ippolitov

    Спасибо. Полезно.

  • Suvorova

    нужно начинать статью словами “берем дорогой светосильный объектив”. короче у кого киты тут делать нечего. Пойду почитаю статьи о том как снимать красиво независимо от стекла.

  • Aleksey Bereznyak

    Читаю коментприи и мне все больше вспоминается старое: “не мечи бисер перед свиньями”.
    Для того, чтобы ляпнуть хоть слово против автора статьи, для начала необходимо самому написать хоть что-то полезное. Или автор ещё и виноват, что вы время потратили на чтение. Что за бред? Тут нет грубых бестолковых советов. Для начинающих статьи этого автора очень раскрыты. И не нужно забывать, что он никому ничего не должен!
    Спасибо за все статьи!