Съемка с проводкой

съемка с проводкой

Съемка с проводкой – это когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале – каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое – только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

диафрагма

Как вы знаете, диафрагма напрямую связана с выдержкой. В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к закрытой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей. И немного прикроет от небольших ошибок автофокуса.

Используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).

Штатив

Если вы снимаете движение машины, штатив (или монопод) поможет избавиться от вертикальной шевеленки, обеспечивая вращение камеры только в горизонтальной плоскости.

Наша статья поможет определиться с выбором штатива.

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку – она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом – промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус – серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой – она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

съемка с проводкой

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее – черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

съемка с проводкой

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям – чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог или больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните – в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное – чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

А если у вас уже есть интересные фотографии снятые с проводкой – присылайте их нам! И самые интересные работы мы опубликуем в одном из следующих постов. Ну и обязательно укажем ваше авторство:)

  • “В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к большой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей.”
    Поясните, пожалуйста, как при длинной выдержке получается большая диафрагма?

  • UncleSam

    Я думаю, это просто недостаток перевода.

  • ChizZ – большая диафрагма = маленькая дырка = маленькая цифра.

    p.s. статья не переводная.

  • “большая диафрагма = маленькая дырка = маленькая цифра”
    ладно, я понял….

  • pilnikov

    спасибо за статью.
    Т.е. как я понял, ставим дырку поменьше и выдержку короче секунды и в момент нажатия спуска мы ведем быстро камеру вслед объекту?

  • Пильников – вы запомнили факты, но видимо их не полностью переварили.

    Все зависит от длинной выдержки, отсюда идет и дырка. Выбор выдержки не просто “короче секунды”, скорость должна быть подобрана исходя из цели и задачи съемки.

    Пешеход – 1 секунда, машина – 1/40 секунды

  • khostik

    Хорошая статья 🙂
    тема проводки и вспышки не раскрыта :)))

  • khostik – Тебя еще не забанили 🙂 какие вопросы по вспыхам – продолжение статьи не вопрос сделать

  • mashita

    “Не используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).”
    Наверное, нужно либо “Используя приоритет диафрагмы…”, либо “Не используя приоритет выдержки…”?

  • mashita – вы правы, исправил…

  • Спасибо! Очень интересная статья. Иногда снимаю соревнования по мотокроссу, экспериментирую, используя в том числе и проводку. Очень интересно было бы почитать о том, как снимать быстро движущийся объект, который приближается к фотографу или отдаляется от него…

  • Артем – а в чем проблема снимать “быстро движущийся объект, который приближается к фотографу…” ???

    Встаньте так, чтобы вас не сбил мотокроссер и включите следящий фокус. Если снимать будете часто – рука будет крутить кольцо фокуса и сможете ловить на ходу, но для этого нужна практика. А технические аспекты тут в статье описаны..

    Покажете свои опыты?

  • То Игорь – отправил немножко фото на fototips.ru@gmail.com

  • Zot

    Цитата: “Стабилизатор не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет.”

    Вопрос: а как сказанное согласуется с мнением, что стабилизатоор при проводке можно использовать только если у него есть режим для работы именно с проводкой? При котором стабилизатор, если не вру, перестает компенсировать движения одной в плоскости.

    Какие будут последствия, если у стабилизатора такого режима нет?

  • Ну если не врете – то тогда не будет лишней тряски по вертикальной оси, что только лучше будет.

    Если нет такого режима – не знаю что будет. У меня вообще нет стабилизатора.

  • UncleSam

    Zot, ничего не будет. Возьмите и попробуйте снять с проводкой, используя любой компакт, чем слушать бредни с форумов. У компактов стабилизаторы точно кучи режимов не имеют.

  • Carlsson

    спасибо за статью – интересно получилось.
    у меня нет большого опыта в фотографии, но недавно я попробовал снимать с проводкой – хотелось бы услышать мнения насчет того, какие ошибки я совершил и как их можно исправить…
    вот, например, мое фото: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/attachment.php?attachmentid=410032&d=1237122392

  • Carlsson

    На мой взгляд, самая большая ошибка – это перевод фотографии в ч/б.

    У ч/б фотографии отсутствует цветовой контраст, а это очень важный момент при съемке с проводкой.

    Посмотрите на эту фотографию:

    Именно цветовой контраст во многом создает динамику в кадре.

    Но если вы хотите получить хороший ч/б кадр с проводкой, тогда стоит поработать над обычным контрастом. То есть при переводе в ч/б сделайте так, чтобы главный объект съемки сильно контрастировал с фоном.

    В ином случае ч/б кадр с проводкой будет выглядеть заметно статичнее и скучнее цветных фотографий.

  • У вас не очень заметно движение. Видно, что фон смазан, но не достаточно чтобы почувствовать скорость.
    Ну и про ЧБ Саша уже все рассказал.

  • Carlsson

    Прост ФХ грязный – в цвете ужас был…

    Вот 2 цветных фото чистых машин:
    1/60с
    http://www.u-antona.vrn.ru/forum/attachment.php?attachmentid=410435&d=1237158596

    1/80с
    http://www.u-antona.vrn.ru/forum/attachment.php?attachmentid=411126&d=1237234364

    1/60 – пока мой потолок, на более длительных выдержках не получается четкой машины.

  • Carlsson

    “У вас не очень заметно движение. Видно, что фон смазан, но не достаточно чтобы почувствовать скорость.”

    ок, пасип…
    сейчас как раз пытаюсь практиковаться в съемке на более длинных выдержках – но 1/60 пока мой потолок, дальше уже автомобиль начитает размазываться…

  • Alexey

    Игорь вам не кажется что в этой вашей фразе небольшое противоречие –
    “В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к большой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей” ?
    Если выдержка будет длинной, то соответственно нет необходимости в сильно открытой диафрагме и большой ГРИП тоже не получится… Или я ошибаюсь???
    Проясните пожалуйста ситуацию, т.к. я новичок в этом деле и совсем запутался после этой вашей статьи(((

  • Алексей – это была опечатка, длиная выдержка ведет к закрытой дырке. Ну и соответственно к бОльшей ГРИП.

  • прочитал статью и пошел тренироваться на МКАД
    http://content.foto.mail.ru/mail/l-skiminok/olympus/i-1149.jpg
    вот что получилось (насыщенность завышена намеренно – правильно?)
    ткните на недостатки, спасибо.

  • landgraf

    1 – Насыщенность не надо поднимать. Я описывал слушай, когда за счет замера экспозиции по черной машине, я получал чуть пересвеченый фон, что выделяло машину.
    2 – В остальном все нормально. Хотя, мне кажется лучше снимать не на МКАД, чтобы не было этого белого ограждения на фоне..

  • landgraf

    Согласен с Игорем. Кстати, почитайте нашу статью о том, как просто и быстро делать резкие превью фотографий для интернета. Ваши фотографии сразу станут смотреться намного лучше.

  • Дядя Гриша

     Ну а вот мой снимок, правда не автомобиль, но всё же с проводкой

  • Affort Crimson

    Кстати, с светосильным объективом с большим фокусным расстоянием на открытой диафрагме можно получить похожий эффект размытия фона. Поставить перед передней линзой черную бумагу с вырезанными полосками, допустим 2мм бумаги, 2мм пустоты. Полоски ориентировать по движению объекта.

    Объект не должен быть слишком далеко (чтобы фон за объектом был существенно размыт)
    Если полоски вырезаны параллельными, то можно снимать только сюжеты с параллельным размытием. Если сюжет в естественных условиях давал бы не параллельные линии в размытии, полоски нужно вырезать соответственно.