Обзор Nikon D800

Читайте обзор Nikon D810!

Nikon D800 — на сегодняшний день это камера с самым большим разрешением среди узкоформатных зеркальных камер. Её выход несколько месяцев назад для многих профессиональных фотографов всерьёз поставил вопрос о целесообразности применения в работе камер среднего формата с цифровыми задниками.

Весной на выставке «Фотофорум» в Москве можно было простоять больше часа, чтобы подержать D800 в руках и сделать пару кадров на свою флэшку. Теперь, когда ажиотаж в отношении этой камеры уже спал, мы решили написать этот обзор, основываясь на собственном опыте её использования.

Основные характеристики Nikon D800

  • КМОП-матрица 36,3 Мп
  • ISO 100—6400 единиц, расширение до 50—25 600
  • Серийная съёмка 4 кадра в секунду, 5 к/с в режиме 1,2x/DX.
  • Система автофокуса Multi-CAM3500FX с 51 точкой
  • Запись Full HD видео
  • Вывод несжатого видео через HDMI
  • Процессор EXPEED 3
  • Дисплей 8 см, разрешение 921 тыс. точек
  • Датчик экспозамера с разрешением 91 тыс. пикселей и постоянным распознаванием лиц
  • Видоискатель со 100% покрытием
  • 200 000 циклов срабатывания затвора
  • Диапазон выдержек 1/8000—30 с; выдержка синхронизации до 1/250 с.
  • Карты памяти: CF и SD.
  • Встроенная вспышка i-TTL Speedlight
  • Корпус из магниевого сплава, влаго- и пылезащищённый

Матрица

Начнём описание с неё, так как именно матрица разрешением 36,8 Мп (эффективных 36,3 Мп) выделяет эту камеру среди всех остальных зеркалок.

Мы на собственной практике убедились, что 36 Мп — это не маркетинговый трюк. Матрица действительно выдаёт очень детальные изображения.

Также очень интересным является наличие у D800 брата-близнеца (или, если угодно, сестры-двойняшки) — D800E. Единственным существенным различием между камерами является отсутствие в D800E оптического фильтра низких частот.

Это даёт возможность получать снимки с большей, чем у простой D800, детализацией, однако многократно возрастает вероятность появления муара. Тем не менее такую камеру без проблем можно применять в жанрах, подобных пейзажу, где возникновение муара практически невозможно.

Внешний вид

Являясь профессиональной камерой, Nikon D800 не выглядит столь брутально, как, например, D3X или D4. Напротив, камера очень компактна. Как ни странно, мы отнесём компактность этой камеры скорее в плюсы, а не в минусы, так как, если вы не являетесь репортёром, то вам скорее всего незачем таскать с собой камеру с огромной батарейкой и сильно завышенной пыле- и влагозащитой.

В руках камера вполне приятна на ощупь и хорошо сбалансирована с небольшими по весу объективами, ну, а серьёзные телевики нужно ставить на серьёзные репортажные камеры (и, к тому же, на собственные штативы).

Нужно отметить, что компания Nikon всегда уделяла пристальное внимание эргономике и тактильным ощущениям. И в этот раз разработчикам можно смело поставить зачёт, так как ни к материалам, ни к форме рукоятки, ни к удобству хвата претензий нет. В руке камера лежит очень удобно, и, что немаловажно (учитывая компактность корпуса), нижний палец никуда не сваливается.

Корпус

Так как D800 — камера профессиональная, она получила корпус, целиком сделанный из магниевого сплава.

Мы не проверяли, но, думаем, можно надеяться и на умеренную пыле-/влагозащиту и ударопрочность. Конечно, не от ударов с высоты роста об асфальт, но вот в правильной упаковке в багаж её можно сдавать смело.

USB 3.0

Фотографов, снимающих напрямую в компьютер, обязательно порадует то, что камера впервые получила интерфейс USB 3.0, который обеспечивает передачу данных со скоростью до 5 Гб/с. На наш взгляд, USB 3.0 вкупе с большим разрешением даёт шанс D800 стать весьма популярной студийной камерой.

Естественно, если ваш компьютер не поддерживает новый USB, то данные будут передаваться по протоколу USB 2.0, то есть со скоростью до 480 Мб/с.

Эргономика

Камера имеет встроенную вспышку, которая может работать только в качестве управляющей и поддерживать работу с двумя группами вспышек по системе Nikon CLS (Creative Lighting System). Последняя, в свою очередь, поддерживается всеми современными и некоторыми старыми моделями вспышек Nikon.

На передней панели камеры размещаются две очень удобные функциональные кнопки, которые могут быть запрограммированы на один из множества режимов — от проверки глубины резкости до включения виртуального горизонта. Также они могут быть настроены на управление диафрагмой в режиме съёмки видео, что, безусловно, оценят видеооператоры.

В камере установлен новый переключатель режима фокусировки. В D700 он был трёхпозиционным: покадровый, непрерывный и ручной. В Nikon D800 он стал двухпозиционным: автофокус и ручной.

На самом переключателе присутствует кнопка, при нажатии на которую можно выбрать зону фокусировки и режим работы автофокуса — покадровый, следящий или автоматический выбор из двух предыдущих режимов.

Многие отмечают, что физический переключатель был удобнее, так как не нужно было отвлекаться на режимы. С другой стороны, в камере все настройки дублируются в видоискателе и на втором дисплее.

В камере отсутствует физический переключатель типа автофокуса (по точке, динамический и 3D), теперь он работает через боковую кнопку автофокуса.

Дисплей

Приятно то, что камера получила дисплей от флагмана линейки Nikon D4, он имеет диагональ 8 см (3,2 дюйма), разрешение 921 000 точек и антибликовое покрытие.

Дисплей отличает более богатое цветовое пространство, близкое к sRGB. Ещё в дисплей встроен световой датчик, который анализирует окружающее освещение и настраивает параметры экрана. Причём не только яркость, но и насыщенность, контраст и гамму, оптимизируя картинку таким образом, чтобы пользователь видел максимально похожую на реальность фотографию. Все эти новшества дают возможность без больших проблем работать с монитором на ярком солнце.

И это ещё не всё! Между монитором и защитным стеклом существует прослойка хитрого геля, который уменьшает риск запотевания при резких изменениях температуры, что особенно актуально в нашем климате.

Видоискатель

Видоискатель ничем не удивил, он просто большой и яркий, с 100% покрытием кадра, как и должно быть у полнокадровой зеркальной камеры. Увеличение составляет 0,7х, как у репортажного флагмана D4 и основного конкурента Canon EOS 5D Mark III.

Автофокусировка

Как это и должно быть у профессиональной фототехники, автофокус — одна из сильнейших сторон новой камеры. Камера очень быстро фокусируется, даже в условиях плохой освещённости.

Большая зона фокусировки вкупе с 51 точкой дают полную свободу.

Карты памяти

Камера имеет два гнезда, для SD и CF карт памяти, позволяющие осуществлять параллельную или последовательную запись, а также назначить на разные форматы RAW/JPG или Фото/Видео материалы.

Live view

По сравнению с D700, работа с режимом Live view в D800 вышла на абсолютно новый уровень. Переключатель режима Lv теперь вынесен на заднюю панель и легко доступен.

Переключение между фото- и видеорежимом Live view происходит с помощью поворотного переключателя.

В режиме Live view можно не только оценить кадр на экране, но и приблизить нужный участок для наведения на резкость вручную.

Экспозамер

Как обычно, в камере присутствует три типа экспозамера:

  • Точечный: замер экспозиции идёт по точке фокусировки (примерно 1,5% кадра).
  • Центровзвешенный: в данном режиме 3/4 данных берутся из центра кадра, диаметром около 8—20 мм. Остальные данные берутся с остальной части кадра.
  • Матричный: 3D-цветовой матричный замер обеспечивает замер экспозиции по всему кадру. Для точного определения экспозиции помимо оценки освещённости камера анализирует распределение цветов, тонов и расстояние до объекта съёмки.

Все они работают без нареканий.

Съёмка в режиме Crop

Вот интересный момент: D800 позволяет использовать объективы семейства DX, созданные для кропнутых камер. При подключении такого объектива камера переключается в режим DX и снимает информацию только с той части матрицы, куда объектив проецирует изображение. Таким образом 36 мегапикселей превращаются в 15, но зато зона автофокуса остаётся на месте, и точки фокусировки располагаются почти на всей площади кадра.

ISO

Диапазон стандартных значений ISO 100—6400, расширяемый до 50—25 600 единиц.

В D700 был режим Auto ISO, который поднимает значение ISO, если расчётная выдержка становится длиннее, чем вы установили. Например, если снимать с телевиком и минимальная для вас выдержка это 1/200, в настройках Auto ISO вы можете указать, чтобы камера не устанавливала более длительные выдержки, а только поднимала ISO.

Но в D800 пошли дальше.

Как вы понимаете, нормальная предельная для съёмки с рук выдержка зависит от фокусного расстояния объектива, и если для фокусного расстояния 50 мм достаточно выдержки 1/60 с, то для 200 мм, желательно использовать выдержку 1/200 и короче.

В D800 вы можете не только указывать максимально допустимую выдержку, но и привязать выдержку к фокусному расстоянию объектива, режим авто, (если конечно объектив электронный и передаёт такие данные в камеру). В таком режиме камера будет менять предельную выдержку и ISO исходя из фокусного расстояния, которое вы используете. Это безумно удобно при работе с зум-объективами.

Также можно подстроить автоматическую выдержку, сделав её короче или длиннее обычного предела на две ступени.

Для теста чувствительности мы выбрали два участка кадра. Снимки сделаны в RAW, шумодав в камере был отключён, конвертация в Capture One 7 с настройками по умолчанию.

Ниже по клику вы сможете посмотреть участки на всех значениях ISO.

Ссылка на архив с оригинальными JPG.

Встроенный шумодав не имеет смысла. Во-первых, он довольно слабо борется с шумами, во-вторых, шум легко, быстро и с большой степенью контроля можно удалить в Photoshop с помощью соответствующего плагина или action.

Режимы съёмки

Режимы съёмки

Выбор режима съёмки, как и в D700, происходит с помощью кнопки mode. Это отличительная черта профессиональных камер Nikon, которые имею только основные режимы съёмки P, S, A и M.

На месте диска с выбором режимов у D800 находится блок управлениям четырьмя основными функциями съёмки: формат (RAW/JPG) и качество файлов, баланс белого, ISO и брекетинг.

Аккумулятор

Камера работает с новым аккумулятором EN-EL15, который уже используется в D7000 и беззеркалке 1 V1. Заряда аккумулятора хватает на съёмку 900—1000 кадров или 60 минут видеосъёмки.

При желании можно оснастить камеру батарейным блоком MB-D12, который может питаться от AA-батареек или аккумулятора EN-EL18 от репортажной Nikon D4.

Съёмка видео

За последние годы съёмка видео зеркальными камерами превратилось из маркетинга в отдельную, быстро развивающуюся индустрию.

Камера снимает видео с разрешением 1920 × 1080 и частотой 30, 25 и 24 кадров в секунду. При разрешении 1280 x 720 частота может быть 60, 50, 30 и 25 кадров в секунду.

Видео сохраняется в формате MOV с помощью кодека H.264/MPEG-4 (Advanced Video Coding), который позволяет получить максимальное качество картинки, максимальная длительность ролика 30 минут.

Ещё камера D800 получила две очень важные для операторов возможности.

  • Ручной контроль уровня микрофона.
    Можно подключить внешний микрофон и вручную контролировать уровень его чувствительности (20 уровней и авторежим). Камера оснащена портом для подключения наушников, позволяющих контролировать уровень звука.
  • Возможность выводить несжатое видео через порт HDMI.
    Можно записывать видео с максимальным качеством на внешнее устройство либо выводить видео на внешний экран. Однако камера не позволяет одновременно записывать видео на карту памяти и выводить несжатое видео через HDMI. При записи видео на карту возможно выводить через HDMI только разрешение 720p.

Также стоит заметить, что при выводе через HDMI камера по умолчанию показывает информацию об экспозиции и автофокусе. Это удобно при выводе данных на внешний монитор, но для записи данных через HDMI эту возможность нужно отключать через меню.

Для записи видео выделена отдельная кнопка, которая находится рядом с кнопкой спуска и активна только в  режиме Live view video.

В режиме Live view стало возможным полноценно управлять экспозицией и при этом видеть на картинке изменения, которые происходят в кадре.

К сожалению, автофокус в режиме съёмки видео оставляет желать лучшего: он работает медленно и нередко промахивается, да ещё и камера записывает при этом звук от фокусирующегося объектива.

Лучше всего фокусироваться до съёмки видео и потом уже начинать запись.

Как и фото, видео можно снимать с двумя разными настройками кропа — FX и DX. В первом варианте камера получает данные почти со всей матрицы (с 91% если говорить точно), а во втором — с участка размером со стандартную кропнутую матрицу. Таким образом можно менять угол зрения объектива за счёт кроп-фактора, не теряя в качестве и размере видео.

В камере существует возможность установить съёмку с интервалом. Достаточно выбрать параметры съёмки, промежуток между кадрами и количество требуемых кадров. После этого можно запустить съёмку или выбрать время запуска. Этот режим можно использовать для последующего объединения фотографий в видео и создания time-lapse (цейтраферного) видео, весьма модного в последнее время в сети.

Time-lapse — цейтраферная съёмка

Однако для съёмки time-lapse в камере есть отдельная функция, называется она «цейтраферная съёмка». По сути то же самое, только выполнено несколько иначе. Нужно указать интервал между кадрами, длительность съёмки (а не количество кадров, как в предыдущем режиме). Получив эти данные, камера рассчитает длительность видео. После того как все кадры будут отсняты, камера сама склеит кадры и сделает видео с параметрами, которые указаны в меню настройки режима видео.

Материалы, из которых собирается ролик, удалятся автоматически.

Возможности встроенной обработки

Вот весьма внушительный список возможностей обработки отснятого материала; в этом плане в камере есть с чем поиграться.

  • D-Lighting (работа с недосвеченными и пересвеченными областями)
  • Подавление красных глаз
  • Кадрирование
  • Монохром
  • Эффект цветного фильтра
  • Цветовой баланс
  • Наложение изображений
  • Обработка RAW (конвертация RAW->JPG)
  • Изменение размера
  • Быстрая обработка (авто)
  • Выравнивание (уровень горизонта)
  • Управление искажениями (исправление дисторсии)
  • Рыбий глаз (эффект)
  • Цветовой контур (эффект)
  • Цветной эскиз (эффект)
  • Управление перспективой
  • Эффект миниатюры
  • Выборочный цвет (конвертация в ЧБ и восстановление одного цвета)
  • Изменение ролика (выбор точки начала/конца видео и сохранение стоп-кадра)

HDR

В D800 есть возможность съёмки в режиме HDR для съёмки изображений с расширенным динамическим диапазоном.

В режиме HDR при нажатии на спуск камера делает сразу два кадра с разной экспозицией, а потом объединяет их в один файл с светлыми участками одного кадра и тёмными из другого. Разумеется, режим доступен только при съёмке в формат TIFF или JPG.

Вы можете выбрать разброс экспозиций сами в пределах от 1 до 3 EV или автоматический режим.

При включении режима HDR камера даёт две возможности: включить режим только для одного кадра или для серии кадров. Это очень удобно, когда вам нужно сделать всего один кадр: камера сама вернёт вас в обычный режим съёмки, однако формат файлов придётся переключать вручную.

Разумеется, режим HDR не нужно рассматривать как полноценный инструмент для создания HDR-изображений, ведь вы не получаете исходных файлов и, таким образом, никак не контролируете процесс.

Разумнее видеть этот режим как возможность прямо на месте показать клиенту, как будет выглядеть тот или иной пейзаж после вашей HDR-обработки.

Active D-Lighting

Режим Active D-Lighting (ADL) появился в зеркалках Nikon достаточно давно. Работает он достаточно просто: камера вытягивает детали в недосвеченных и пересвеченных участках изображения.

Плюс этого режима по сравнению с HDR в том, что он работает с форматом RAW. Таким образом, открыв файл в родном конвертере (View NX2 или Capture NX 2), вы сможете отключить эту функцию или уменьшить значение, с которым она работает.

В современных камерах эта функция довольно спорна. Дело в том, что проще настроить экспозицию таким образом, чтобы сохранить детали в светлых участках, а естественные недосветы вытянуть при обработке. Благо, богатый динамический диапазон RAW-файлов современных камер позволяет делать это без особых потерь.

Тестовые кадры

Файлы, сконвертированные прямо из RAW без обработки, полноразмерные JPG, можно скачать архивом.

Выводы

Компания Nikon очень своевременно предложила фотографам камеру, способную решить практически все задачи в современной коммерческой и любительской фотографии. В D800 отсутствуют только те функции, которыми должны быть оснащены узкоспециальные камеры, такие как D4 и подобные ей профессиональные репортажные модели. Видимо, именно поэтому компании Nikon удалось добиться оптимального на сегодняшний день соотношения цена-качество в сегменте профессиональных зеркальных камер, а также потеснить многих конкурентов, особенно в сегменте камер среднего формата.

Никон Россия представляет программу сервисного обслуживания профессиональной техники Nikon. При покупке профессиональной техники у дилеров со статусом «Профессиональный дилер Nikon», вы получаете 1 год гарантии и 3 года сервисного обслуживания.

  • Пожалуйста, исправьте “за то” и “на против” на “зато” и “напротив”.

  • Сергей Новоселов

    Каким объективом сделаны тестовые фото из архива?

  • Нюша

    а сколько он стоит?

    • disqus_Qt1qWGvvor

      около 90

  • tchysaina

    С каких пор восьмисотка стала профессиональной?

    • disqus_Qt1qWGvvor

      а с чего нет??

      • tchysaina

        Ну да, ну да, русский Никон даже кропнутую трехсотку позиционировал, как профессиональную.

        • disqus_Qt1qWGvvor

          так она и была проф. и если уж 300 ка проф,то уж 800 чем не проф????чем она отличается от проф?корпус крепкий,авто режимов нет,автофокус самый что ни на есть проф, а учитвая все остальное тем более. или по вашему проф это только д4?

          • tchysaina

            Ога. Тогда Д3000 тоже проф. (а на одном из форумов года три назад один суперспециалист и G9 как проф проталкивал.)))))))))))))))))))))

          • disqus_Qt1qWGvvor

            хватит нести чушь.в д 3000 нет отверки,горячих клавиш,пластиковый корпус. чтобы больше не городить чушь просто САМИ ответьте на вопрос ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ в проф камере?все это есть в д 800. плюс если уж совсес скучно-зайдите на сайт никона и посмотрите как у них градуируются камеры. так что д800 проф

          • tchysaina

            Мне до вашей чуши далеко. Учите матчасть.

          • disqus_Qt1qWGvvor

            а ну так то да.только вы так и не овтеили не на один ПРЯМОЙ вопрос. а так да д800 любительский)

          • tchysaina

            Послушайте, если для вас даже кропнутая тушка является профессиональной, то о чем вообще дальше можно говорить.

          • disqus_Qt1qWGvvor

            не для меня. ДЛЯ ВСЕХ,и с каких пор кроп стал синонимом “не проффесиоанльное фото”??или только на фф делается проф фотография??так посмотрите работы хотя бы того же лукаса,который снимает на “любительский” d7000 и регулярно в топах того же
            club-foto.да и десятки фотографов который снимая на 550д печатаются в журналах. да и не про это был разговор а про “с каких это пор д800 стал про камерой” и опять же я не услышал от вас ответ что по вашему должно быть в камере чтобы она была “про” .вы или отвечайте на прямые вопросы-то есть ДИССКУТИРУЙТЕ,или игнорируйте дальше мои вопросы,и я сам сделаю выводы.

          • tchysaina

            Повторяю, учите матчасть, молодой человек. Мне тяжело дискутировать с таким уровнем невежества.

          • disqus_Qt1qWGvvor

            повторяю вы пустословите,и не отвечаете за сказанное,и не отвечаете на прямые вопросы проще говоря уходите от ответа.. о чем тогда можно говорить если вы на прямой вопрос городите чушь??и уж не моложе вас уж точно.

          • disqus_Qt1qWGvvor

            просто ответьте на ОДИН вопрос-ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПРОФ КАМЕРЕ,ЧТОБЫ ЕЕ НАЗВАЛИ ТАКОВОЙ И ЧЕГО НЕТ В Д 800?

          • disqus_Qt1qWGvvor

            что и требовалось доказать,удачи пустослов.

          • максим

            Вы настоящий, правильный, годный тролль!!!!!!

          • tchysaina

            А Вы просто дурак

          • Guest

            по мне так лишь бы фф был. горячие клавиши, особый материал корпуса-уже вопросы удобства. и то это не значит, что на кроп профессионал не сможет снять, профессионал хоть на камеру обскура снимет, просто фф изначально предлагает большие возможности и поэтому профессионалу есть смысл името ее как рабочую

          • disqus_Qt1qWGvvor

            вот про это я и пытался сказать мистеру “д800 не про камера”.у него я так погнимаю про только хассель

          • disqus_Qt1qWGvvor

            ну все таки горячие клавиши не только вопрос удобства,это и вопрос скорости. я например при сьемке корпортаиввом(например когда гости начинают танцевать)очень радуюсь что на моей тушке есть возможнсоть оперативно ВСЕ менять.

        • πετρος

          мда, знаток линейки никон? д300 по функционалу и есть начальная проф.камера. а 800ка тем паче. и причем тут “русский” никон, посмотрите на глобалке, увидите тож самое.
          п.с.: знатоки просто умиляют.

  • не выдержал…

    те кого беспокоит “профессиональность” своими высказываниями ясно показывают свою НЕпрофессиональность. Для профессионального фотографа важна в первую очередь сама фотография а аппарат это только инструмент с большими или меньшими возможностями. И настоящий профессионал ТОЧНО может сделать фотографию и на Д3000 по уровню на голову выше чем то что делают многие амбициозы с Д4.

    • Руслан

      Вы правы на 100%

  • tais_violett

    по мне так лишь бы фф был. горячие клавиши, особый материал корпуса-уже вопросы удобства. и то это не значит, что на кроп профессионал не сможет снять, профессионал хоть на камеру обскура снимет, просто фф изначально предлагает большие возможности и поэтому профессионалу есть смысл името ее как рабочую…

  • Руслан

    D800 – это профессиональная студийная камера, не репертерская, хотя в умелых руках способна сделать репортаж. Я в родном городе снимаю на Olympus E-420 за цену большую чем другой товарищ снимает на D700 и меня заказывают больше и охотнее чем человека с D3. Потому что у меня есть высокие места на фотоконкурсах по СНГ, публикации на сайте National Geographic, рецензии Родни Смита на мои работы. Снимает человек, свет и решающий момент важнее тушки.

  • Алина Ефремова

    Подскажите, пожалуйста, стоит ли приобретать такую камеру в комплекте с
    18-105mm?